В России благотворительность в бизнесе еще недостаточно хорошо развита. Крупные корпорации развивают территории присутствия, поддерживают некоторые благотворительные проекты, но малый и средний бизнес не всегда понимает, зачем это необходимо и в чём их выгода. Многие думают, что благотворительность для бизнеса несет только убытки. На самом деле пожертвования, корпоративное волонтерство и поддержка благотворительных инициатив чаще идут в плюс как в материальном, так и в репутационном смысле.
Формирование HR-бренда
Участие в социальных проектах – один из оригинальных способов проведения интересной PR-кампании и формирования сильного HR-бренда. Поддержка благотворительных инициатив показывает компанию как социально ответственного работодателя. Это, в свою очередь, привлекает лояльных профессионалов, снижает стоимость найма квалифицированных сотрудников. В таких компаниях люди хотят работать не только из-за хорошей зарплаты, но и потому, что бренд поддерживает определенные ценности и меняет мир к лучшему.
Выстраивание корпоративной культуры
Филантропия формирует горизонтальные связи между сотрудниками, укрепляет команду и общие ценности, вдохновляет работников. Совместное участие в благотворительных проектах дает возможность сотрудникам реализовать себя, научиться чему-то новому. Например, программист может попробовать себя в роли менеджера, курирующего корпоративный благотворительный проект, а конкурирующие специалисты смогут найти точки соприкосновения на волонтерской акции.
Чтобы благотворительность работала на корпоративную культуру, всё должно быть продумано и хорошо организовано. Обсудить приоритетные направления помощи можно с активистами. Они же помогут организовать благотворительную акцию так, чтобы всем сотрудникам было удобно в ней поучаствовать. Если попросите всех поехать на станцию переливания крови и стать донором, согласятся немногие, потому что необходимость совершить множество сложных действий отпугивает. Намного больший отклик можно получить, если организовать передвижной донорский пункт прямо в офисе.
Чтобы как можно больше работников захотели присоединиться к социально важному проекту, можно внедрить элемент геймификации, например начислять баллы за добрые дела, которые потом можно обменять на товар бренда, билеты в кино или подарочный сертификат. Положительное подкрепление позволит охватить тех, кто отгораживается от благотворительных проектов, потому что не хочет испытывать негативные эмоции.
Развитие территорий присутствия
Благотворительная деятельность предпринимателей и корпораций часто направлена на развитие территории присутствия и местного сообщества. Это не только социальная, но и производственная задача, так как стратегии развития компании связаны со стратегиями развития городов. Чтобы привлекать в города молодых профессионалов, нужно развивать образовательную среду, здравоохранение, городскую инфраструктуру. Этим и занимаются корпорации. Вот несколько примеров из российской практики:
- «Росатом» в городах присутствия ремонтирует поликлиники и оснащает их необходимым оборудованием, предоставляет врачам служебное жилье, организует «атомклассы» с углубленным изучением физики в школах, проводит спартакиады для популяризации здорового образа жизни;
- «Газпром» обустраивает города, развивает инфраструктуру, создает новые общественные пространства: спортивно-игровые площадки для детей и взрослых, хоккейные корты, зоны отдыха и т. п.;
- «Сибур» экологично работает с отходами, чтобы не загрязнять города, придерживается принципов бережливого производства. Волонтеры предприятия вместе с местными жителями высаживают деревья, проводят спортивные мероприятия, совместно со службой социальной защиты помогают нуждающимся людям.
Развитие местного сообщества может проявляться в реализации образовательных инициатив, популяризации здорового образа жизни, развитии чувства принадлежности, сопричастности, ответственности перед обществом. Например, «Роснефть» распространяет на сотрудников и членов их семей различные социальные проекты от ипотеки с поддержкой до санаторно-курортного лечения, а «Лукойл» помогает воспитанникам детских домов в городах присутствия и реализует стипендиальные программы.
Демонстрация надежности
Подтвержденная корпоративная социальная ответственность и участие в социально значимых проектах – свидетельство того, что бизнес имеет финансовую возможность заниматься чем-то еще, кроме рутинного рабочего процесса. Это повышает инвестиционную привлекательность компании, привлекает внимание клиентов, которым близка социальная повестка, продвигаемая брендом, снижает текучку кадров.
Повышение лояльности аудитории
Поддерживая благотворительные инициативы, многие компании могут улучшить связи с общественностью, повысить уровень узнаваемости бренда, укрепить лояльность клиентов. Пожертвования в адрес некоммерческих организаций и фондов вызывают сильный эмоциональный отклик у потенциальных клиентов, помогают сформировать положительное мнение о компании.
Когда компания ведет благотворительную деятельность, соответствующую ее миссии и ценностям, это создает ощущение общей цели. Наличие чего-то общего со своими клиентами укрепляет их доверие, позволяет найти отклик у аудитории, которой близки те же принципы. Такие клиенты с большей вероятностью делятся положительным опытом взаимодействия с социально ответственным бизнесом со своими знакомыми, активнее совершают повторные покупки. Это особенно важно для малого бизнеса и компаний, прибыль которых зависит от лояльных клиентов.
Как бизнес может помочь фондам
Благотворительные фонды привлекают финансирование для помощи своим подопечным. Компания может закрыть адресный сбор, оформить регулярный платеж или помочь делом – привлечь сотрудников к работе с одинокими пожилыми людьми, детьми, лишенными родительской заботы и внимания, людьми с ОВЗ. Это самые распространенные и понятные способы развивать благотворительность в компании.
Для благотворительных организаций очень важны регулярные пожертвования, поскольку именно они помогают поддерживать работу. Центр социальной помощи «Диана» благодарен за любую поддержку. Даже небольшие, но регулярные пожертвования помогают оказывать помощь воспитанникам частных и государственных попечительских учреждений, одиноким матерям, многодетным, малообеспеченным семьям и другим слабозащищенным категориям граждан. Ознакомиться со всеми реализуемыми программами и при желании поддержать нашу работу вы можете на официальном сайте.
Еще более эффективными способами участия в благотворительных инициативах для коммерческих организаций могут стать событийные проекты, волонтерство pro bono. Pro bono – это безвозмездная помощь сотрудников компании своими навыками. Фонды нуждаются в профессиональных юристах, бухгалтерах, IT-специалистах, но не могут предложить им конкурентную зарплату. Очевидно, что бизнес может помогать тем, в чём лучше всего разбирается.
Событийные проекты – благотворительность, связанная с конкретным поводом. Например, можно предложить сотрудникам отказаться от покупки новогодних сувениров, взамен перечислив деньги в благотворительный фонд на нужды специального учреждения для детей-сирот, пожилых людей или семей с детьми-инвалидами.
Какие бы задачи бизнес ни решал с помощью благотворительности, главное – помощь тем, кто в ней нуждается. Пожертвования и волонтерская работа должны приносить результат благополучателю и обществу. Бизнес-интересы вторичны. Но если благотворительность носит не случайный характер, а внедрена в корпоративную культуру, она позволяет системно подходить к решению самых острых социальных проблем.