Существуют разные виды и формы благотворительности, которые позволяют помогать людям, животным или организациям. Помощь нуждающемуся – это естественное стремление милосердного, небезразличного человека, которое он воплощает в действие. Сегодня можно участвовать в разных видах благотворительной помощи не самостоятельно, а с помощью фондов. Специализированные организации выступают посредником между нуждающимся и жертвователем, делая благотворительность более эффективной и безопасной.
- Смысл благотворительности
- Принципы благотворительности
- Кто может заниматься благотворительностью
- Формы благотворительности
- Виды благотворительности
- Корпоративная благотворительность
- Частная благотворительность
- Филантропия
- Меценатство
- Спонсорство
- Социальная ответственность бизнеса
- Сколько россияне тратят на благотворительность
- Льготы для благотворителей
- Центр социальной помощи «Диана»
Смысл благотворительности
Благотворительность – это безвозмездный вид помощи, который оказывается третьему лицу без каких-либо корыстных мотивов. Характерная ее черта – самостоятельный выбор условий оказания помощи. Жертвователь сам выбирает сумму, место, вид, форму благотворительного взноса.
Единственный смысл и причина заниматься этой деятельностью – совершение благого действия. В основе благотворительности лежит милосердие и сострадание, а также желание оказать помощь нуждающемуся. Благотворительность создана как инструмент развития общества и уравновешивания жизненных условий для каждого.
Принципы благотворительности
В основе любой организованной деятельности лежат принципы, определяющие ее направленность. Чтобы отличить истинное желание соучаствовать по доброй воле от желания казаться хорошим человеком, следует оценивать себя как жертвователя по следующим критериям:
- добровольность. Становиться спонсором фонда необходимо только в том случае, если вы к этому готовы и делаете это по собственному желанию;
- осмысленность. Важно осознавать, по какой причине вы помогаете. Понимание собственных мотивов поможет определить вектор благотворительной деятельности;
- независимый выбор благотворительных структур. Каждый желающий внести пожертвование может по своему желанию выбирать фонд или организацию для оказания материальной поддержки;
- целесообразность. Не следует жертвовать больше, чем вы можете себе позволить, делитесь только тогда, когда у вас есть такая возможность. Если от помощи кому-то становится плохо, то это уже не благотворительность.
Важно, чтобы вне зависимости от вида благотворительной деятельности ваш вклад был полезным. Поэтому, прежде чем оказать помощь, обдумайте свои намерения и делайте добро с умом.
Кто может заниматься благотворительностью
Согласно Федеральному закону № 135-ФЗ, благотворительной деятельностью может заниматься любое физическое или юридическое лицо, а также зарегистрированные организации. Иными словами, каждый желающий может проявить инициативу вне зависимости от статуса, будь то частное лицо, компания, муниципальное или государственное учреждение. Реципиентами благотворительности могут выступать отдельные лица, организации, частные и государственные предприятия.
Формы благотворительности
Самая популярная в нашей стране – денежная благотворительность. Согласно общим данным, именно такой вид помощи наиболее понятен и прост в исполнении. Однако существует целый ряд других форм благотворительности в России, которые закреплены законодательно:
- предоставление услуг без взимания за них платы;
- бесплатное выполнение поручений и каких-либо видов работ;
- безвозмездная передача в собственность средств, движимого, а также недвижимого имущества;
- передача прав на распоряжение и владение собственностью.
Таким образом, частное лицо, которое перечисляет личные материальные средства на счет благотворительной организации, и государственный орган, передающий право владением помещением, например, музею, – оба участники благотворительного процесса.
Виды благотворительности
В зависимости от того, кто выступает жертвователем и каким образом он помогает, различают разные виды благотворительности. Учитывая принцип самостоятельного выбора условий пожертвований, каждый спонсор фонда может определять критерии предоставления пожертвований.
Корпоративная благотворительность
Ведется юридическими лицами: объединениями, фирмами, частными и госорганизациями, компаниями, фондами и т. д. Помощь направляется на повышение условий и качества жизни отдельных людей или группы лиц, а также некоммерческих организаций, животных и пр. Чаще всего помощь имеет следующие формы:
- адресная. Направлена на решение конкретной проблемы, имеет разовый характер;
- благотворительная акция. Проводится для привлечения внимания к проблеме и для сбора средств на ее решение. Может касаться разных сфер: культуры, медицины, социального обеспечения. Объектом благотворительности может выступать широкий круг лиц;
- комплексная благотворительность. Для нее характерна регулярность, проблема решается программным путем. Сюда можно отнести как попечительство над несостоятельными организациями, так и обмен опытом участниками учебных заведений, гранты и пр.
Самыми активными участниками корпоративной благотворительности выступают фонды и соответствующие организации, ведущие некоммерческую деятельность.
Частная благотворительность
Заключается в предоставлении финансовой или нематериальной помощи организациям, а также физическим лицам. Частная благотворительность осуществляется обычными людьми, которые стремятся помочь нуждающимся. Основные формы благотворительности для конкретной группы жертвователей:
- финансовая. Разовое или систематическое жертвование личных средств;
- материальная. Предоставление нуждающимся нефинансовой помощи, например вещей, предметов мебели, игрушек и т. д.;
- волонтерство. Бесплатное предоставление квалифицированной помощи в виде работы или оказания услуг.
Такой вид благотворительной деятельности наиболее распространен в России.
Филантропия
Филантропия часто отождествляется с понятием «благотворительность», но на самом деле это лишь ее часть. При распределении ресурсов в благотворительности филантропию определяют как помощь исключительно людям, в переводе само понятие обозначает «любовь к людям». Филантропы не жертвуют средства на помощь животным или природе – их усилия концентрируются на малоимущих людях, пенсионерах, пострадавших в результате аварий, больным, осиротевшим и пр.
Филантроп может вести различные формы благотворительности: жертвовать деньги, уделять свое время и нематериальные ресурсы на поддержку нуждающихся, предоставлять в дар движимое и недвижимое имущество. Таких жертвователей можно разделить на две группы:
- люди, пользующиеся общественной поддержкой, известные деятели мира политики, культуры, спорта. Их участие в благотворительности не только имеет высокую материальную пользу, но и позволяет распространять информацию о проблеме и привлекать дополнительные ресурсы со стороны;
- обычные люди, которые откликаются на сборы в интернете или являются участниками фондов. Помощь с их стороны может быть регулярной или разовой.
Вне зависимости от статуса и размера пожертвования каждый человек, становящийся филантропом, делает вклад в развитие общества, помогая тем, кто в этом нуждается.
Меценатство
Меценатство – вид благотворительной поддержки, направленной на развитие общественных сфер жизни. Сюда можно отнести культуру, науку, искусство. Меценаты не помогают отдельным людям, а финансируют проекты, которые имеют большое значение для общества. Так, меценаты могут:
- организовывать стипендии для одаренных учащихся;
- создавать или финансировать дополнительные образовательные учреждения;
- материально поддерживать деятелей искусств;
- проводить выставки, фестивали, концерты и пр.
Появление термина «меценатство» связано с деятельностью древнеримского патриция Гая Цильния Мецената. Он считается исторической личностью с репутацией смелого и справедливого человека, который обладал властью, достатком и использовал их во благо развития общества. Под его именем существовал кружок Мецената, в который входили многие известные деятели литературы того времени.
Спонсорство
Спонсорство – не чистая благотворительность, так как преследует конкретные цели. Спонсорами могут быть частные инвесторы, юридические лица или организации, которые предоставляют финансовую или другую поддержку в маркетинговых целях. Иными словами, спонсор заключает договор с человеком, организацией или ответственными лицами, согласно которому он предоставляет помощь в обмен на рекламу. Целью спонсорства может быть продвижение бренда, управление репутацией и пр.
Примером спонсорства можно считать логотипы компаний на форме спортсменов, название брендов на афишах при проведении концертов и т. д. Такой вид деятельности также соответствует некоторым принципам благотворительности, за исключением бескорыстности. Однако без спонсоров многие события и мероприятия в разных сферах не могли бы быть реализованы.
Социальная ответственность бизнеса
Понятие корпоративной социальной ответственности пришло с Запада, где она активно начала развиваться в XX веке. Одним из основателей идеи был Генри Форд, который в годы экономического кризиса 20–30-х годов изменил социальные условия для своих сотрудников. Рабочие завода получали высокую заработную плату и возможность приобретать производимую на предприятии продукцию, тем самым помогая бизнесу пережить тяжелое время для мировой экономики.
Это направление можно считать современной формой благотворительности, которая не оформлена с точки зрения законодательства, но обеспечивает социально-экономическое развитие общества. Любой крупный бизнес таким способом оказывает поддержку разным слоям населения, а также создает толчок для развития общества и улучшения социально-экономических условий для своих сотрудников.
Сколько россияне тратят на благотворительность
РБК опубликовали результаты исследования под названием «Российский филантроп», которое проводили специалисты школы бизнеса «Сколково» совместно с банком UBS. Согласно этим данным, россияне пожертвовали сумму, равную федеральному бюджету на здравоохранение, в рамках 340–460 миллиардов рублей. Эта сумма – 0,5 % от общего ВВП страны. Объемы пожертвований распределились следующим образом:
- пожертвования, собранные населением, – 160 миллиардов рублей;
- благотворительные выплаты от государственных нефтегазовых компаний – 120 миллиардов рублей;
- крупнейшие российские компании (в учет взяты 30 крупнейших бизнесов, не относящихся к нефтегазовой отрасли) – 100 миллиардов рублей;
- взносы со счетов отдельных высокообеспеченных лиц – 40–80 миллиардов рублей.
Постройка церквей, помощь больным детям, поддержка образования – это то, какие формы благотворительности традиционны для России.
Льготы для благотворителей
История с жертвованием части собственной прибыли среди населения и компаний характерна для большинства стран мира. Некоторые государства создают расширенную законодательную базу, которая направлена на стимулирование бизнеса к благотворительной деятельности. Чаще всего для этого используют налоговые льготы, специальные возможности или финансовые послабления.
В России такие условия проработаны не досконально, и правовые отношения между жертвователем и государством нуждаются в пересмотре. Бизнес, занимающийся благотворительностью, имеет небольшие послабления, однако рассчитывать на существенную выгоду, как во многих европейских странах, пока не приходится. В нашей стране жертвователи могут получить такие бонусы:
- юридические лица могут жертвовать на благотворительность часть средств, составляющих чистую прибыль – эта сумма не облагается налогом;
- при предоставлении финансовой помощи НДС не учитывается, однако регулирующие органы рассматривают каждый случай отдельно. Например, при закупке оборудования или других материальных средств, которые будут направлены в виде помощи, НДС выплачивается полностью и не может быть снят;
- частные жертвователи могут рассчитывать на возврат до 13 % суммы средств, потраченных на благотворительность. Определяется выплаченным годовым НДФЛ.
Система поощрения жертвователей в нашей стране не стоит на месте и активно развивается. Возникают новые, инновационные формы благотворительности в России, а также нормативно-правовые документы, регулирующие их. Для получения полного перечня налоговых льгот можно обратиться за консультацией к юристам.
Центр социальной помощи «Диана»
Центр социальной помощи «Диана» – благотворительная организация, которая ведет попечительскую и проектную деятельность. Наши подопечные – малообеспеченные семьи с детьми, инвалиды, пенсионеры и другие слабозащищенные категории граждан. Мы помогаем и ребятам, которые по тем или иным причинам воспитываются в детских попечительских организациях:
- частное общеобразовательное учреждение школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробчеевская школа»;
- муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Мы реализуем различные программы, например помогаем обустраивать жилые помещения в детских учреждениях, проводим сбор средств на закупку музыкальных инструментов и развивающий игр, покупаем для воспитанников подарки на праздники, устраиваем праздничные концерты.
Если вы ходите поддержать нашу работу, то вы можете оказать благотворительную помощь в виде пожертвований. На нашем сайте вы можете оставить пожертвование в размере любой комфортной для вас суммы. Мы всегда рады и волонтерам. А если вы хотите помочь нам другим способом, напишите, мы всегда открыты для сотрудничества.