В конце XX века в нашей стране всё чаще стало употребляться слово «спонсорство». Сейчас определение устойчиво прижилось и не вызывает удивления. Спонсорство активно развивается не только в Москве, но и в других российских городах. Благодаря этой деятельности оказывается поддержка детям, инвалидам и другим гражданам, нуждающимся в помощи, а также организациям.
Что такое спонсорство
Спонсор – это лицо, которое выделяет средства либо обеспечивает их предоставление для организации или проведения спортивного, культурного или любого другого мероприятия, производства, трансляции телевизионных и радиопередач, а также создания или использования иного результата творческой деятельности. Само спонсорство обозначает работу по направлению средств для проведения различных мероприятий.
Стоит понимать, что такая деятельность направлена на достижение конкретных результатов и предусматривает получение определенной выгоды для спонсора. Однако без такой поддержки многие социально значимые программы были бы неосуществимы.
Сейчас спонсорство обрело современный вид и заключается в оказании финансовой либо другой помощи коммерческой компанией либо предпринимателем. Например, это может быть поддержка спортивного центра, научного исследования или культурного события. Так фирмы реализуют свои маркетинговые стратегии.
Кто может стать спонсором
Спонсором может стать любое физическое или юридическое лицо, которое предоставляет денежные и иные средства в обмен на распространение информации о себе. Инвесторы могут предоставлять различные блага и без ожидания от их получателя каких-либо рекламных действий.
Обычно безвозмездную и возмездную поддержку оказывают:
- представители бизнеса;
- индивидуальные предприниматели;
- некоммерческие организации;
- средства массовой информации.
Причины заняться спонсорством
Организации, которые занимаются поддержкой значимых для широких масс проектов, могут получить определенную выгоду. Так фирмы повышают узнаваемость своего бренда, а также привлекают внимание общественности и больших социальных групп. В итоге повышаются имидж и престиж компании. С помощью такого инвестирования можно поменять направленность бренда и начать ассоциироваться с важными ценностями.
Можно выделить основные цели спонсорства:
- расширение целевой аудитории;
- налаживание нового канала взаимодействия с клиентами.
Представители компании получают возможность узнавать потребности и желания клиентов. Помощь другим лицам и организациям и вклад в мероприятия показывают людям, что у фирмы стабильное положение и она заслуживает доверия.
Разница между спонсорством и благотворительностью
У спонсорства и благотворительности есть одна общая черта – они помогают компании создавать положительный образ. Но у них абсолютно разные задачи. Благотворительность направлена на социальные цели, она бескорыстна. Спонсорство – на продвижение бренда организации.
Есть еще одно понятие – меценатство. Это один из видов благотворительности. Подразумевает особую поддержку от представителей культуры, науки и образования в связи с заинтересованностью в результатах труда конкретного человека, группы лиц либо организации. Меценатство от спонсорства отличается тем, что главный интерес мецената – это интерес к творчеству, а не к получению дополнительной известности.
Виды и формы спонсорства
Спонсоры поддерживают разными способами. Можно выделить основные виды спонсорства:
- возмездное, предполагающее дальнейшую рекламу инвестор;
- безвозмездное, не подразумевающее упоминания компании.
В обоих случаях стороны заключают соглашение. При безвозмездном способе оформляется договор дарения.
Также спонсорство выражается в следующих формах:
- выделение средств;
- гуманитарная помощь;
- оказание профессиональных услуг;
- информационная поддержка;
- приобретение оборудования.
Можно сделать вывод, что инвесторы не только вкладывают финансы в значимые для них проекты, но и оказывают другую значимую помощь. Спонсоры обеспечивают спортивные мероприятия наградами и сувенирами, покупают медицинскую технику для центров реабилитации, а также детские подарки к праздникам. Инвесторы, специализирующиеся в юриспруденции, образовании, медицине и других отраслях, предоставляют своим подопечным профессиональные услуги.
Направления спонсорства
Лица, готовые помочь, должны определиться со сферой, в которую они хотят вкладываться. Речь идет не только о материальных благах. Спонсорство занимает определенное время и должно исходить от гуманистических стремлений конкретной компании. Популярные направления спонсорства на территории России по отраслям:
- медицина;
- социальные проекты;
- образовательная система;
- научная деятельность;
- спорт;
- культура.
Чаще всего силы и деньги инвесторы вкладывают в поддержку медицинских учреждений, проведение культурных и социальных мероприятий, а также творческих и научных конкурсов. Физические лица и крупные компании помогают инвалидам, детям-сиротам и другим незащищенным группам населения. На сегодняшний день актуальна адресная поддержка, например создание стипендии для талантливых учеников либо обеспечение продуктами многодетных семей на постоянной основе.
Прежде чем окончательно выбрать направление спонсорства, стоит определиться с применимой для своей сферы деятельности его видом и формой, а также целями, которых необходимо достичь.
Эффективность спонсорства
Эффективность спонсорства компаний зависит от следующих факторов:
- четкое определение целевой аудитории;
- изучение ожиданий людей;
- тестирование доступных предложений о сотрудничестве;
- выбор подходящего направления для поддержки, его вида и формы.
Для начала организация должна определиться с теми лицами, с которыми она будет взаимодействовать. Деятельность фирмы должна иметь хотя бы отдаленную связь с таким объектом. Например, производителю спортивной одежды можно наладить контакты с тематическими клубами, а пищевой промышленности обратить внимание на адресную помощь продуктами пенсионерам и семьям с детьми.
Стоит учесть, что намерения такой деятельности должны быть искренними, так как аудитория чувствует отношение спонсора к объекту инвестиций. Это одно из главных условий успешной работы.
При поддержке нужно соблюдать золотую середину. Слишком большой интерес организации к определенному проекту может вызвать отторжение целевой аудитории. Поэтому лучше не выделяться и не быть навязчивыми. Рекомендуется показать свою заинтересованность на начальном и конечном этапах проекта, а не на всём его протяжении.
Участие фирм в финансировании социальных мероприятий нравится публике больше, чем выделение средств для коммерческих компаний. Такая закономерность показывает, что аудитории нравится получение положительных эмоций от происходящего. Они, в свою очередь, вызывают хорошую вовлеченность публики.
Еще одно важное условие для эффективности спонсорства – его продолжительность. Разовые вложения не принесут высокого результата, средства должны выделяться на постоянной основе.
Спонсорская помощь и налогообложение
Инвесторам, готовым поддерживать организации и граждан, важно соблюсти все условия действующего законодательства. В основном спонсоры интересуются вопросами налогообложения. Такие расходы приравниваются к рекламным услугам, они подтверждаются договорами и актами.
Контролирующие органы при выявлении налога на прибыль принимают во внимание расходы, направленные на размещение и оглашение сведений об организации определенными способами. Например, налог будет начислен при упоминании компании в газетах, журналах, телевидении и на радио, а также на баннерах и в других подобных источниках.
Стоит отметить, что инвестиции подлежат налоговому учету при появлении данных о фирме на экспозициях и выставках.
Центр социальной помощи «Диана»
Центр социальной помощи «Диана» был создан группой неравнодушных людей в 2017 году. Они провели большую работу по обеспечению всем необходимым матерей с детьми, проживающими в одном из многочисленных приютов. Организаторы поняли, что могут помочь и другим людям. В итоге они приняли ответственное решение об открытии специального учреждения.
Сейчас центр социальной помощи «Диана» оказывает поддержку:
- социально незащищенным лицам;
- семьям с детьми;
- инвалидам;
- детским учреждениям;
- гражданам пожилого возраста;
- лицам, оказавшимся в сложных условиях.
Главная миссия центра – сделать всё возможное, чтобы люди не впадали в отчаяние и не оставались одни в тяжелых ситуациях. Для этого он оказывает социальную, материальную и бытовую помощь. Среди учреждений, находящихся под покровительством «Дианы»:
- частное общеобразовательное учреждение школа-интернат при Николо-Шартомском мужском монастыре;
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коробчеевская школа»;
- муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Центр на постоянной основе организует сборы средств для покупки продуктов питания, товаров первой необходимости, верхней одежды и обуви, подарков на праздники, а также различного инвентаря. Центр участвует в ремонтных работах детских учреждений и оказывает адресную помощь. На официальном сайте организации есть необходимая информация для помощи в ее важной работе.
Сегодня практически у каждого человека и компании есть возможность заниматься спонсорством и благотворительностью. Можно помочь лечебным учреждениям, поддержать детей или пожилых людей. Есть отдельные проекты по организации конкретных мероприятий и созданию новых сервисов. Стоит немного объединить общие усилия и сделать тысячи людей счастливее.