Фандрайзинг – сбор средств для поддержки организации, проекта или мероприятия. Цель – привлечь финансовые или иные ресурсы для поддержания к инициативе. В случае с благотворительностью – социально значимой, например, собрать средства на лечение.
Успешный фандрайзинг требует хорошо продуманной стратегии, эффективной коммуникации с заинтересованными сторонами и постоянных усилий в привлечении средств. Способов и стратегий существует много, необходимо выбирать наиболее действенные.
Фандрайзинговая кампания (акция)
Фандрайзинговая кампания – это организованная серия мероприятий, направленных на сбор средств для НКО. Главная задача – привлечь как можно больше людей, спонсоров и средств.
Это масштабное маркетинговое мероприятие с ограниченным сроком проведения. Может быть организована вокруг конкретного события или проблемы: строительства объекта, финансирования научного исследования, оказания помощи нуждающимся и т. д.
Акция и обычный сбор – не одно и то же. Вот чем отличается фандрайзинговая кампания:
- кампания – организованная и систематическая серия мероприятий с целенаправленной стратегией. Сбор средств – более простое по структуре событие;
- для проведения кампании устанавливают строгие временные рамки;
- масштабность и уровень вовлеченности. Кампания привлекает больше людей и ресурсов, стремится к максимальной общественной поддержке и огласке;
- разнообразие стратегий и инструментов. В организацию акции входит несколько маркетинговых мероприятий: привлечение спонсоров, онлайн-краудфандинг, корпоративные пожертвования и др.
Кампания имеет долгосрочный характер и направлена на создание постоянных и устойчивых источников финансирования. Для фонда это возможность обзавестись спонсорами, партнерами и финансовой стабильностью.
Организация эффективной фандрайзинговой кампании требует хорошо продуманного планирования и стратегии. Что для этого нужно:
- Определите цели. Четко сформулируйте, сколько средств вы хотите собрать и на что они будут направлены.
- Разделите цели на более мелкие этапы, чтобы у вас были измеримые результаты.
- Продумайте формат мероприятия. Определите, какие методы и инструменты вы будете использовать для сбора средств. Это может быть благотворительная ярмарка, на которой люди жертвуют старые и ненужные вещи, концерт или тематический фестиваль.
- Учтите целевую аудиторию и способы достижения ее вовлеченности. Например, если мероприятие семейное, организуйте детские развлечения, закуски и музыку.
- Создайте команду и назначьте ответственных, которые будут заниматься планированием и реализацией кампании. Каждый волонтер работает по конкретному направлению: маркетинг и коммуникация, помощь и координирование посетителей, организация конкурсов и развлечений и т. д. Координация усилий и ясное распределение обязанностей помогут обеспечить эффективность кампании.
- Выберите рекламный слоган, под которым действует мероприятия. Например: «Станьте донором – подарите жизнь». Сообщение должно быть простым, понятным и вызывающим эмоциональную реакцию у потенциальной аудитории.
- Взаимодействуйте с заинтересованными сторонами: посетителями, спонсорами, представители СМИ.
- Создайте контент для социальных сетей и используйте массовые рассылки, чтобы охватить большую аудиторию.
- Отслеживайте результаты. По итогам мероприятия вы сможете оценить его эффективность.
Пример одной из успешных мировых фандрайзинговых кампаний – Ice Bucket Challenge. Люди снимали видео, в которых выливали на себя ведро ледяной воды и бросали вызов друзьям с призывом сделать пожертвование на исследование болезни амиотрофического бокового склероза (ALS). Минимальный размер пожертвования – 10 долларов. А если человек не отвечал на вызов и не обливался холодной водой, то обязан внести еще 100 долларов.
Кампания привлекла множество участников и собрала миллионы долларов для финансирования исследований.
Волонтерский фандрайзинг, peer-to-peer фандрайзинг
Peer-to-peer фандрайзинг, или волонтерский фандрайзинг, – метод сбора средств, при котором участники сами становятся фандрайзерами и используют личные связи и знакомства, чтобы собрать пожертвования.
Основная идея в том, чтобы люди могли организовывать персональные сборы средств и привлекать к участию своих друзей, семью или коллег.
Чем еще характерен P2P фандрайзинг:
- фандрайзеры создают персональные страницы сбора средств и организуют массовую рассылку, чтобы привлечь внимание других людей. Подобным способом, например, продвигаются петиции на сайте Change.org. Решающий фактор – массовость;
- каждый фандрайзер устанавливает собственные цели по сбору средств. Далее он жертвует эту сумму, внося вклад в общее дело;
- использование онлайн-платформ, например Boomstarter, Takie Dela, «Русфонд» и т. п.
Удобство в том, что для организации волонтерского фандрайзинга не нужно особых условий и вложений. Страницу сбора можно создать бесплатно и в дальнейшем продвигать любым удобным способом, в основном рассылкой.
Стримы
Благотворительные стримы – мероприятия, в рамках которых стримеры используют систему донатов, чтобы собрать средства на благотворительность. Как его организовать:
- Убедитесь, что ваш фонд зарегистрирован и имеет все необходимые документы для создания официального сбора. Если нарушить правила стриминговой платформы, трансляцию могут заблокировать.
- Подключите систему донатов. Популярный российский сервис, который используют большинство стримеров в СНГ, – DonationAlerts. Поддерживает различные методы платежей, включая кредитные карты, электронные и криптовалютные кошельки.
- Прикрепите к стриму все необходимые документы и официальную информацию об организации.
- После сбора средств следуйте инструкциям по выводу средств. Обычно их переводят на подтвержденный банковский счет, прикрепленный к фонду. Сохраняйте все чеки от пожертвований.
- Опубликуйте финансовый отчет на веб-сайте фонда, в том числе квитанции, счета и договоры, чтобы иметь доказательства о передаче средств в фонд.
Виртуальные мероприятия
Виртуальные благотворительные мероприятия – события, которые проводятся в цифровом формате. Позволяют принять участие людям со всего мира, при этом фактическое присутствие необязательно.
Какие мероприятия можно провести в онлайн-формате:
- гала-вечер. Это онлайн-версии традиционных благотворительных гала-концертов или вечеров. Развлекательная программа включает выступления знаменитостей, аукционы, розыгрыши призов и возможность сделать пожертвования в режиме реального времени;
- вебинар, конференция или лекция. Цель – обратить внимание на конкретную социальную проблему, осветить ее в широких массах и призвать к отклику. Например, на тему болезни и ее профилактики: ВИЧ, рак, COVID-19 и т. п.;
- виртуальный забег. Проводится в формате акции, в течение которой участники должны пройти определенное расстояние. Показатели и результат отображаются в специальном приложении или сервисе для отслеживания активности. Люди вносят пожертвования за участие, а собранные средства направляются в фонд. Пример: ежегодный международный марафон «Алые паруса». Забеги проходят в разном формате: на короткие и длинные дистанции, на велосипеде, лыжах и т. д.;
- онлайн-аукцион. Все собранные с продаж средства направляются на благотворительность – это мотивирует аудиторию к покупке;
- виртуальные выставки и ярмарки. Участники могут приобрести уцененные товары, изделия ручной работы. Собранные средства также направляются в фонд.
Чтобы организовать виртуальное мероприятие, выберите понравившийся формат, платформу и анонсируйте событие в социальных сетях.
Онлайн-магазин
Создание онлайн-магазина – более сложный, но всё еще эффективный способ фандрайзинга.
Основной ассортимент благотворительного магазина – мерч, то есть товары с символикой фонда. Идея в том, что все средства, собранные с продаж, идут либо на поддержку фонда, либо на конкретную цель или сбор. Это обеспечит организации финансовую стабильность и дополнительные средства на погашение административных расходов.
Онлайн-магазин регистрируется по всем законодательным нормам. Необходимо предоставить документы и заявление на сайте ФНС или «Госуслугах». При этом магазин оформляется отдельно от фонда и не будет считаться НКО.
Акции в социальных сетях, флешмобы
Акции и флешмобы повысят узнаваемость фонда и привлекут новую аудиторию. Хорошей для этого платформой можно назвать «ВКонтакте». В социальной сети работает отдельный сервис – «Благотворительность «ВКонтакте»». Пользователи могут делать как разовые пожертвования в проверенные НКО, так и оформить подписку на регулярные платежи.
Примеры популярных акций:
- «Исполнение желаний». Участники рассказывают о своем маленьком желании или мечте и подают заявку. Фонд выбирает несколько желаний и исполняет их. А потом делает пост, демонстрирующий подарок и призывающий других присоединиться к акции. Удобно делать в формате Reels или «Клипах «ВКонтакте»»;
- «Селфи с добром». Участники должны сделать селфи с символом добра, например связанным с вашим фондом. Фото нужно опубликовать в социальных сетях с хештегом и призывом сделать пожертвование или поделиться информацией об организации;
- «Цепочка добра». Участники совершают добрый поступок, например оплачивают пенсионеру корзину продуктов. Челлендж также распространяется в социальных сетях и передается знакомым;
- «Викторина о благотворительности». Предложите участникам ответить на вопросы и опубликовать свои ответы в социальных сетях с использованием определенного хештега. Затем выберите несколько победителей и предоставьте им приз или благодарственное письмо.
Инструкции и условия участия должны быть понятными и простыми – так вероятность быстрого распространения будет выше.
Email-рассылка
Рассылка по электронной почте – бесплатный маркетинговый инструмент и эффективный способ коммуникации с аудиторией. В нее должны быть включены не только призывы к пожертвованию, но и анонсы мероприятий, отчеты, благодарственные письма и прочее.
Предлагайте пользователям подписаться на рассылку, например, когда они вносят пожертвования. Текст должен быть естественный, написанный простым и понятным языком.
Онлайн-платформы
Чтобы организовать фандрайзинг-мероприятия, используйте специальные платформы с удобным функционалом:
- Planeta.ru – одна из крупнейших платформ для благотворительности в России;
- Pomogi.org;
- Miloserdie.ru. Создана Российским Фондом помощи детям «Милосердие»;
- «Благотворительность «ВКонтакте»». Доступна в формате приложения.
Регистрация бесплатная и не требует специальных условий.
Современный фандрайзинг – это эффективный способ привлечь внимание к деятельности фонда и благотворительным инициативам. Помните главное: придерживайтесь принципам прозрачности и предоставляйте полную информацию о целях и использовании собранных средств. Так вы сможете выстроить долгосрочные отношения с аудиторией и спонсорами.
Например, на сайте центра социальной помощи «Диана» можно ознакомиться со всеми реализуемыми программами. Сотрудники центра оказывают поддержку малообеспеченным семьям с детьми, гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-сиротам. Например, ежемесячно поставляют своим подопечным продукты, бытовые принадлежности и другие вещи первой необходимости. Реализуются проекты по обустройству жилых помещений в детских учреждениях, производится покупка развивающих игр и многое другое. Любой желающий может присоединиться к инициативам центра. На официальном сайте можно оставить пожертвование любого размера, можно выбрать удобный способ: воспользоваться специальной формой или сделать перевод по указанным реквизитам. Ваша помощь позволит центру «Диана» поддерживать существующие проекты и запускать новые.