Трудности адаптации приемного ребенка

Благотворительность

Практически каждая семья во время адаптации приемного ребенка испытывает определенные трудности. Проблемы могут быть вызваны изменением взаимоотношений в семье, эмоционально-личностным состоянием приемных и кровных детей, возникновением у родителей неуверенности и страха, несоответствие приемного ребенка их представлениям. Не со всеми возникающими проблемами можно справиться самостоятельно – иногда требуется помощь специалистов.

Этапы адаптации приемного ребенка

Адаптацией называют процесс приспособления личности к изменившимся условиям, интеграцию в новую среду, сопровождающуюся изменением психологического состояния всех участников этого процесса.

Для замещающих родителей ребенок – полный неожиданностей субъект, жизнь которого подчинялась совсем не похожим на обычные внутрисемейные законы и правила. Кроме психологических особенностей, которые вызваны опытом сиротства, а у некоторых – ещё и в асоциальных семьях, у детей могут быть хронические болезни и ментальные особенности.

В любом ребёнке, который находится в специализированном учреждении, живёт первичная психическая травма, – последствия разлуки с кровными родителями. Это большой стресс, даже если изъятие произошло из неблагополучной семьи. Часто такие дети не распознают собственные эмоции, испытывают сложности с пониманием границ и с формированием здоровой привязанности, не умеют терпеть.

Когда эти два мира сталкиваются, неизбежны кризисы: возникают трудности в поведении, непонимание, злость и бессилие. Ситуация ухудшается из-за неумения эффективно коммуницировать, накопленной усталости приёмных родителей, эмоциональной нестабильности ребенка. При худшем исходе возможно возвращение в детский дом, а это вторичная психологическая травма, которая убивает веру как в других людей, так и в самого себя.

Стадия знакомства

Перед попаданием приемного ребенка в замещающую семью обе стороны оптимистично смотрят в будущее и радуются, что скоро обретут друг друга. Но все участники процесса в глубине души испытывают опасения. На пороге серьезных изменений это естественно.

Причин для тревоги может быть большое количество. Ребенок боится смены обстановки, новых правил, переживает, что его не примут. Родители опасаются, что они не справятся. Но когда ребенок попадает в семью, он показывает себя послушным и открыто выражает свою любовь. Например, он может с удовольствием идти на контакт, без напоминаний выполнять просьбы мамы и папы. Некоторые дети могут быть эмоционально закрыты, но видимых проблем нет.

В течение первых дней и месяцев родители не ставят задач, требующих значительных усилий, а наоборот, стараются исполнять все желания нового члена семьи. Стороны проявляют всеобъемлющую любовь и глубокое понимание. Базовая тревога делает их внимательными друг к другу, осторожными в словах и поступках.

Рекомендации психологов:

  1. Не перегружать психику новыми впечатлениями. Поездки в развлекательные центры, на экскурсии и даже знакомство с другими родственниками стоит отложить на потом, потому что большой объем новой информации может плохо отразиться на психике. Может возникнуть тревожность, перепады настроения, ухудшиться сон и аппетит.
  2. Не быть излишне эмоциональным. Не стоит стараться как можно быстрее сблизиться, называть ребенка сыном или дочерью. Нужно дать ему освоиться в новой обстановке.
  3. Придерживаться распорядка дня, который был в детском доме, и привычного меню. Стоит уточнить у сотрудников учреждения, склонен ли ребенок к нарушениям режима. Например, если он долго не мог заснуть после отбоя, можно немного сместить время отхода ко сну.
  4. Устранить новые и резкие звуки, сильные запахи, обеспечить чистоту. В первое время должно быть минимум раздражающих факторов.
  5. Не стараться дать все и сразу. Например, не стоит выдавать в максимальных количествах любимую еду или определенные активности. Неумеренность может привести к серьезным проблемам (например, в еде: расстройства пищевого поведения, аллергия). Компенсировать обделенность в чем-то нужно постепенно.

Первичный эмоциональный кризис

Через несколько дней или месяцев после первичного послушания и разумной осторожности поведение может значительно ухудшиться, и это естественная стадия вживания в замещающей семье. Может казаться, что идеального ребенка вдруг подменили. Родители начинают опасаться, что это их вина – они сделали что-то неправильно. Некоторые могут начать сомневаться в своем решении.

Но плохое поведение – закономерный процесс. Обычно это подтверждает, что коммуникация выстроена правильно и отношения развиваются – сбрасывается эмоциональная напряженность, поведение и реакции ребенка на те или иные ситуации становятся естественными, он проверяет приемных родителей «на прочность». Другие возможные проявления эмоционального кризиса:

  • капризы;
  • попытки манипуляции;
  • чрезмерная тревожность;
  • аффективное поведение;
  • беспричинная злость, агрессия;
  • жалобы на здоровье, в т. ч. придумывание заболеваний;
  • неадекватность эмоциональных реакций на обычные события.

Сложнее всего переживают кризис подростки, потому что на эмоциональную нестабильность из-за смены обстановки накладываются трудности полового созревания. Подростки могут утверждать собственную значимость воровством, бродяжничеством, употреблением алкоголя и другими фактами девиантного поведения.

Некоторые дети, столкнувшись с первыми трудностями и психологическими проблемами, даже просят вернуть их в детский дом. Это попытка контролировать ситуацию, через которую выражается потребность в безопасности, опасения стать зависимым от новых родителей. Может иметь место проверка отношения приемных родителей («действительно ли я им нужен»), а некоторые дети на самом деле могут соскучиться по привычной обстановке детского дома и захотеть увидеть знакомые лица.

Основная причина кризиса – окончательное осознание ребенком изменений в его жизненной ситуации, попытка осознать свое новое положение. Этап знакомства ощущается как «отпуск» или «каникулы», а по прошествии какого-то времени он понимает, что его «уже не вернут обратно». Другие возможные причины:

  1. Проявление доверия. В период знакомства ребенок хочет понравиться новой семье. Но долго сдерживать свое истинное «я» сложно, поэтому скоро он уже привычным для себя способом реагирует на стресс, не боится открыть семье свои неприглядные стороны.
  2. Неготовность соответствовать требованиям. Выполнение правил – дополнительная нагрузка в период адаптации ребенка в приемной семье. Правила нужно минимизировать, они должны быть связаны с безопасностью и границами. Когда базовые правила будут усвоены, можно расширить их список, добавить другие обязанности. Полностью отменять правила нельзя – это приведет к негативному результату.
  3. Непонимание своего места в семье. Ребенок может беспокоиться о своем будущем: не вернут ли его обратно, что будет с ним, если с родителями что-то случится. Прежде чем говорить на такие темы, стоит проконсультироваться с работником соцслужбы, который курирует семью, и психологом.
  4. Предшествующий жизненный опыт. Каждый ребенок, который пережил травмирующий опыт разрыва отношений с кровными родителями, имеет те или иные психологические проблемы, даже если они изначально не дают о себе знать. Во время первого эмоционального кризиса они проявляются.

На этапе регресса ребенок должен восстановить упущенное. Для большинства детей практически неизбежен откат навыков и умений, возврат в младенчество и кризис трехлетнего возраста. Это нормальный процесс проживания прошлого. Если приемные родители понимают, что такое поведение нормально как для младшего школьника, так и для подростка, попавшего в приемную семью, они могут пережить регресс с наименьшими «потерями».

Приемным родителям нельзя отрицать важность биологической семьи. Нельзя неуважительно, небрежно относиться к кровным родственникам («это все из-за его матери», «что сделаешь – плохая наследственность»). Ребенок должен принять свое происхождение – это мощный фактор, стабилизирующий психику.

Формирование отношений

Кризисный период помогает семье выйти на новый уровень отношений. Приемные мама и папа становятся уверенными в своих силах, а ребенка успокаивает понимание, что он не вернется обратно в детдом, если он сделает что-то неправильно. Если кризис пройден успешно, то у ребенка повышается самооценка, в семье снижается уровень тревожности.

Ребенок приобретает уверенность и спокойствие, становится самостоятельнее, обретает новые навыки, принимает сложившиеся в семье правила поведения. На этом этапе адаптации в приемной семье возможно волнообразное возвращение к деструктивному поведению. В этот период необходимо поддержать положительную динамику: любые перемены, в том числе положительные (например, переезд, появление еще одного ребенка), могут оказать травмирующее действие и привести к новым эмоциональным проблемам.

Принятие образа жизни и стабилизация

Последняя стадия адаптации характеризуется установлением связи между детьми и родителями. Происходит стабилизация, исчезает напряжение, все ведут себя естественно, между членами семьи появляется доверие. Ребенок больше не беспокоится о себе и своём будущем. Все члены семьи знают, что значат друг для друга, умеют эффективно коммуницировать.

Показатели адаптации

Специалисты используют такие показатели адаптации ребенка в приемной семье:

  1. Физиологическая: ребенок реже болеет, может «самоизлечиться» от некоторых диагнозов (например, если проблемы были вызваны психосоматикой), растет и развивается согласно нормам, у него появляются навыки самообслуживания, соответствующие возрасту (например, самостоятельно ест столовыми приборами и одевается, без напоминаний поддерживает гигиену), восстанавливается здоровый сон.
  2. Эмоциональная: исчезает тревожность и чрезмерная осторожность по отношению к членам новой семьи, ребенок становится уверенным в себе, у него преобладает хорошее настроение, он понимает эмоции и чувства других людей, не испытывает сложностей в определении и выражении своего эмоционального состояния.
  3. Речевая: исчезают трудности в налаживании контакта и доброжелательном общении со сверстниками и взрослыми, ребенок хорошо понимает обращенную речь, правильно реагирует на инструкции, испытывает потребность обсуждать с взрослыми разные темы. Если были проблемы с речью, они устраняются или наблюдается улучшение (становится четче произношение, увеличивается словарный запас, пробелы в речи заполняются соответствующими жестами).
  4. Социальная: ребенок привязывается к родителям, проявляет интерес к различным занятиям, участвует в играх и совместных активностях с членами семьи, у него появляются новые друзья в детском саду или в школе. Успехи в учебе, умение контролировать себя (по возрасту), соблюдение режима и установленных в социуме правил свидетельствуют об успешной социальной адаптации.

С замещающими семьями в обязательном порядке работают психологи, специалисты органов социальной защиты, опеки и попечительства. Основным направлением деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи семье является достижение психологического благополучия.

Программы адаптации есть в благотворительных фондах и некоммерческих организациях, которые системно решают проблему сиротства. Специалисты консультируют всех членов семьи, предлагают индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, юридическую и медицинскую поддержку. Они проводят обучающие мероприятия, помогают освоить новые навыки (например, учат первой помощи). Такая помощь предоставляется бесплатно.

Но есть и благотворительные организации, которые занимаются профилактикой сиротства. Например, центр социальной помощи «Диана» работает с неблагополучными, малообеспеченными семьями с детьми, помогают им достичь социально приемлемого уровня жизни. Это очень важное направление работы, поскольку приемные родители могут и не стать родными. Если вы хотите поддержать работу центра, то на официальном сайте можете сделать денежное пожертвование. В размере какой суммы решать только вам. Сотрудники центра рады любой помощи, особенно если она регулярная.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?