Новым и перспективным инструментом привлечения капитала для благотворительности считаются социальные облигации. Это вид ценных бумаг, которые выпускаются корпорациями, государством или международными организациями с целью привлечения финансирования для проектов и программ, направленных на решение социальных проблем и достижение общественных целей. Этот инструмент объединяет финансовые цели с социальной ответственностью и благотворительностью.
Чем социальные облигации отличаются от обычных
Облигации – это финансовый инструмент, который эмитент – государство, компания или организация – выпускает для привлечения капитала. Когда вы покупаете ее, то фактически предоставляете эмитенту заём в обмен на обещание получить фиксированные процентные выплаты (купоны) в течение периода и возврат номинальной стоимости по истечении срока.
Социальные облигации работают по такому же принципу, но направлены не на получение прибыли, а на содействие благотворительной инициативы. Впервые возникли в Великобритании в 2000-х годах, когда нужно было реабилитировать и адаптировать заключенных в тюрьмах для сохранения общественной безопасности.
Конкретные отличия:
- Цель выпуска.
Обычные облигации выпускаются компаниями или государствами для привлечения финансирования на общие корпоративные или государственные нужды. Средства могут быть направлены на развитие бизнеса, инвестиции или рефинансирование долгов. Социальные, напротив, созданы для финансирования конкретных благотворительных проектов, цель которых – улучшение жизни и решение общественных проблем.
- Социальное воздействие.
В случае обычных облигаций внимание фокусируется на доходности для инвесторов, а влияние на общественные проблемы второстепенно или не имеет значения вовсе. Социальные облигации обязывают эмитентов демонстрировать и измерять общественно важные результаты и позитивное воздействие, достигнутые с помощью инвестиций.
- Мотивация инвесторов.
Инвесторы, вкладывающие в обычные облигации, часто ищут финансовую стабильность и прибыль. В то время как инвесторы в социальные облигации заинтересованы в благотворительности и филантропии.
- Измерение успеха.
Обычные облигации измеряются по финансовым метрикам – доходности и кредитному рейтингу. Социальные требуют отчетности по эффективности проектов, которые были поддержаны этими инвестициями.
Инвестируя в социальные облигации, вы заведомо вкладываетесь в решение какой-то социальной проблемы и помогаете: бездомным, инвалидам, пенсионерам, детям из детдомов, животным. Привлеченные средства идут не на нужды компании, а на благое дело, например на закупку оборудования для больницы, ремонт пансионата, массовую вакцинацию уличных животных и т. п.
Виды социальных облигаций
Классифицируются по сфере благотворительности, в которой задействованы, и по желаемым результатам.
- «Зеленые».
Направлены на улучшение экологической ситуации в регионе и стране: возобновляемую энергетику, эффективное использование природных ресурсов, защиту биоразнообразия, развитие современного сельского хозяйства.
- С ориентацией на здравоохранение.
Компания может выпустить ценные бумаги, чтобы финансировать строительство больницы, закупку медицинского оборудования или проведение программ профилактики заболеваний.
- Для борьбы с бедностью.
Государство может выпустить облигации для финансирования программ поддержки малоимущих семей или программ обучения и трудоустройства для малообеспеченных граждан.
- В области образования.
Фокусируются на финансировании проектов в сфере образования. Университет может выпустить ценные бумаги для строительства нового учреждения или развития программ поддержки образования для детей с ограниченными возможностями.
- Для снижения безработицы.
Ориентированы на поддержку проектов, цель которых – создание рабочих мест и снижение безработицы. Региональные органы власти могут выпустить облигации для финансирования инфраструктурных проектов, которые также способствуют созданию рабочих мест.
- В сфере жилищного строительства.
Могут быть использованы для финансирования жилищных проектов, направленных на обеспечение жильем менее обеспеченного населения. Пример: облигации в поддержку строительства доступного жилья для граждан с низкими доходами.
- В области культуры и искусства.
Финансируют проекты, связанные с развитием культурных инициатив, которые способствуют обогащению общества, например для поддержки строительства новых культурных центров или музеев.
- Для поддержки пенсионеров.
Сбор финансирования для ремонта дома престарелых, гуманитарная помощь ветеранам и т. п.
- Для поддержки молодежи.
Образовательные организации могут выпустить облигации для создания стипендий или программ обучения для молодежи.
Список не ограничен. Организация может самостоятельно выбрать социальную проблему, к которой хочет привлечь внимание. Главное – сформировать миссию и идею, которая будет понятна и интересна потенциальным спонсорам.
Преимущества социальных облигаций
Прежде всего социальные облигации – это новый финансовый инструмент, который позволяет фондам привлечь потенциальных инвесторов, а значит, выделить больше средств на решение общественно важной проблемы.
Также это возможность повысить осознанность среди граждан, привлечь к социально-общественной деятельности и помочь окружающим.
Главное преимущество для инвесторов – минимальные риски, потому что бумаги выпускают надежные организации и государственные органы: муниципалитеты, международные фонды и т. д.
Инвестирование в благотворительные акции повышает репутацию и имидж компании, которая в них вложилась. Это отличный маркетинговый инструмент, основанный на добре и помощи нуждающимся.
В будущем планируется снижение налоговых ставок по «зеленым», экологическим облигациям.
Недостатки, риски и проблемы
Первой и главной проблемой социальных облигаций можно назвать то, что в нашей стране они не особо развиты. В РФ мало эмитентов по таким ценным бумагам. Но всё же есть, например МТС и РЖД. Каждая компания вкладывалась в развитие той сферы, в которой работает: МТС – в распространение интернет-соединения в регионах, РЖД – в развитие транспортных путей и повышение доступности для людей с ограниченными возможностями.
При использовании этого финансового инструмента стоит учитывать, что могут возникнуть следующие риски и проблемы:
- сложности в измерении социального воздействия. Тяжело собрать информацию и объективно отразить, как реализация облигаций повлияла на конкретную социальную проблему;
- риски недостаточной рентабельности. Проекты, ориентированные на социальное воздействие, не всегда приносят такую же финансовую доходность, как традиционные коммерческие инвестиции;
- оценка кредитного риска может быть более сложной из-за специфики проектов и нестандартных показателей. Это может повлиять на кредитный рейтинг и стоимость облигаций;
- ограниченная ликвидность. Рынок социальных облигаций пока не так широк и развит, как рынок традиционных облигаций, причем не только в России. Тенденция наблюдается по всему миру. Это усложняет продажу ценных бумаг в случае необходимости;
- высокие стартовые затраты. Для создания и выпуска облигаций требуется подготовка, что может создать дополнительные затраты для эмитентов.
Снизить риски при работе с социальными облигациями поможет тщательный отбор проектов, прозрачность в ведении отчетности и сертификация ценных бумаг.
Кто выдает
В основном крупные организации, корпорации, государственные органы и учреждения. Большую долю при этом заняли корпорации – примерно ¼ от общей доли.
В России первый запуск на Московской бирже произошел в 2019 году в Якутии, но объем торгов оказался низким, а ценные бумаги – невостребованными.
Как привлечь капитал с помощью социальных облигаций
Привлечение капитала в фонд с помощью социальных облигаций позволит финансировать проекты и программы, привлекая инвесторов, которые разделяют ценности и миссию фонда. Это способствует росту финансовых ресурсов и укрепляет имидж организации, расширяет круг инвесторов, способных поддерживать долгосрочное развитие фонда.
Как фонду привлечь с помощью социальных облигаций инвестиции:
- Сначала фонд должен четко определить проекты и программы, которые будут финансироваться с помощью социальных облигаций. Проекты должны быть хорошо структурированы, иметь ясные цели и показатели успеха, чтобы привлечь инвесторов.
- Далее фонд разрабатывает ценные бумаги, которые будут выпущены на рынке. Ценные бумаги должны содержать информацию о целях финансирования, плане использования средств и ожидаемых результатах.
- Можно сертифицировать облигации со стороны независимых организаций, чтобы усилить доверие инвесторов.
- Определите целевую аудиторию. Это могут быть институциональные или частные инвесторы, международные фонды и др.
- Обеспечьте высокий уровень прозрачности и отчетности – как используются собранные средства и какие социальные результаты достигнуты благодаря инвестициям. Это поможет удержать инвесторов и создать доверие.
- Рассмотрите возможность сотрудничества с другими организациями, государственными институтами или корпорациями, которые могут поддержать фонд и участвовать в проектах.
Социальные облигации – один из возможных источников финансирования, который может использовать фонд. Привлечение капитала через них позволит расширить масштаб и глубину социального воздействия. Дополнительные средства могут быть направлены на более крупные и значимые проекты.
Перспективы социальных акций в России
Бум на социальные облигации по всему миру случился в 2020 году и связан с эпидемией COVID-19. Объем увеличился в 50 раз и превысил отметку в 150 млрд долларов.
Самый популярный вид – «зеленые». Лидером на рынке стали Китай, США, Германия, Франция и Великобритания. Именно эти страны больше всего вложились в решение климатических и экологических проблем.
В России «зеленые» облигации также появились первыми среди других видов и были выпущены в 2021 году. Номинал каждой облигации составлял 1 тыс. рублей. Сумма всех ценных бумаг составила более 70 млрд рублей. К 2030 году планируется, что их стоимость возрастет до 1,5 трлн рублей, но оснований для таких утверждений мало – рынок стагнирует.
На дальнейшее развитие могут положительно повлиять решения правительства, рост интереса к благотворительности со стороны граждан и изменение инвестиционных предпочтений.
Согласно аналитике Moody’s и McKinsey, нынешнего оборота «зеленых» облигаций недостаточно для всемирного поддержания уровня экологии. Обороты должны увеличиться в несколько раз, но неизвестно, насколько это удастся реализовать. Как минимум всё население планеты должно стать более осознанным и серьезно подойти к вопросам экологии и благотворительности.
Если вы хотите внести свой вклад и сделать мир немного лучше, то центр социальной помощи «Диана» всегда рад вашей поддержке. Мы помогаем многодетным и малообеспеченным семьям, инвалидам и детским учреждениям. Наша миссия – помогать людям не впадать в отчаяние и не оставлять их наедине с настигшей бедой. На сайте вы можете оформить небольшое регулярное пожертвование, которое станет для нас и наших подопечных важной помощью.