Социальная история для людей с РАС

Адресная помощь

Аутизм характеризуется неспособностью ребенка взаимодействовать с окружающими людьми. Для них огромная трудность правильно сориентироваться в конкретных ситуациях и действовать так, как того требуют обстоятельства. Метод социальных историй призван научить детей адекватно воспринимать возникшие ситуации, «читать» реакции окружающих людей и действовать по обстоятельствам.

Впервые методику начала использовать Кэрол Грей (она же ее основатель). Ее цель – научить ребенка с расстройством аутистического спектра правильно взаимодействовать с другими людьми.

История разрабатывается для каждого ребенка индивидуально. Важно включать в рассказ вещи или предметы (игрушки), которые нравятся аутисту. Метод обычно подразумевает использование трех-четырех описательных и перспективных предложений. Но, кроме них, применяются контролирующие и перспективные суждения.

Описательные предложения

Такой вид высказываний описывает различные социальные ситуации, когда они могут произойти, как в них нужно действовать и почему. Примером может служить следующий случай. «В школе иногда включается пожарная тревога. Она включается, когда случается пожар, и звенит громко, потому что мы все должны ее услышать, стать в ряд и выбежать на улицу». Через подобные рассказы аутисты усваивают навыки поведения в обществе и учатся правильно действовать в конкретных ситуациях.

Перспективные предложения

Перспективные суждения используются, чтобы описать чувства, мысли, настроение и действия других людей, а также их точку зрения относительно сложившейся проблемы. При многократном повторении рассказа маленький аутист заучивает варианты, как можно действовать в кризисных ситуациях. Пример такого предложения: «Пожарная сирена вызывает волнение у окружающих людей. Учитель переживает за меня, успею ли я одеться и вовремя покинуть здание. Он должен вывести меня из горящего помещения и спасти».

Директивные предложения

Директивные высказывания описывают способы возможных действий в проблемных ситуациях. Подобные суждения имеют позитивную установку и носят исключительно утвердительный характер. Они идут сразу после описательных предложений и дают ответы или подсказки, как поступать в том или ином случае.

Например: «Когда начнется пожарная сирена, я буду абсолютно спокоен. Я быстро встану в строй и вместе с остальными детьми покину здание». Чем больше аутист выдвигает вариантов своих действий, тем лучше. Не следует ограничивать его способность выбирать метод действия в сложившихся обстоятельствах, а лишь подталкивать в нужном направлении.

Контролирующие предложения

Такой тип суждений предполагает модель поведения, если подобная ситуация повторится. Они составляются ребенком после написания рассказа и служат напоминанием, как нужно действовать в сходных ситуациях.

Сам же рассказ можно дополнять иллюстрациями или в процессе рассказывания использовать предметы, игрушки. Историю можно рассказывать в течение дня или перед сном вместо чтения книги. Ее рекомендуется повторять ежедневно или определенный период (неделя или месяц).

Если ребенок полностью усвоил рассказ, то в процесс обучения можно включить контролирующие высказывания. Например: «Когда начинает звучать сирена, я вспоминаю о своих любимых мишках, как они по очереди выходят из леса, спасаясь от пожара».

Как использовать контролирующие и директивные предложения?

Слишком частое использование контролирующих и директивных высказываний может привести к тому, что метод превратится в систему завышенных ожиданий. Их использование зависит от индивидуальных особенностей ребенка-аутиста. В некоторых случаях их не употребляют.

Если всё же родитель или педагог включает эти предложения в свой метод, то следует помнить о правильном соотношении различных утверждений. Одно директивное или контролирующее высказывание требует двух-пяти описательных или перспективных предложений.

Как часто использовать метод?

Рассказ нужно использовать каждый день, пока ребенок не сформирует необходимый навык. Если аутист умеет читать, то он может самостоятельно ее прочитывать в течение дня. Когда навык начнет постепенно развиваться, то можно уменьшить частоту применения метода. Например, читать историю не каждый день, а несколько раз в течение недели, затем и вовсе напоминать о ней раз-два в месяц. Важно по мере усвоения навыка постепенно убирать контролирующие и директивные суждения.

Для чего нужен метод социальных историй?

Основное назначение социальных историй как метода – коррекция модели поведения аутентичных детей и взрослых. При грамотном подходе и регулярности использования Кэрол Грей гарантирует потрясающий эффект. Методику также используют для обучения аутистов понятиям, представлениям, адекватной реакции на чувства людей, настроение, непредвиденные ситуации и пр. Сегодня это наиболее многообещающая техника для работы с аутистами.

Перспективы использования метода

Последние исследования в области аутизма показывают: способ помогает ребенку лучше адаптироваться. Наиболее практичный результат дает оптимальное сочетание поведенческого анализа и социальных историй.

Однако многие педагоги отмечают, что стратегия эффективна, только когда она соответствует уровню коммуникативного развития ребенка. Аутист должен уметь говорить предложениями, выражать свои мысли, сочетать в своем высказывании несколько идей.

На сегодняшний момент продолжаются исследования для оценки эффективности метода и его влияния на процесс адаптации аутистов к окружающей действительности.

Сегодня социальные истории – прорывная технология в работе с детьми, страдающими аутизмом. Такой подход уже дает ощутимые результаты в сфере социального взаимодействия аутистов с окружающим миром.

Центр социальной помощи «Диана»

Центр социальной помощи «Диана» работает с детьми-сиротами, инвалидами, ребятами из малообеспеченных, неполных, многодетных семей или тем, где родители оказались в непростой жизненной ситуации. Мы на постоянной основе проводим сбор средств на покупку вещей для создания социально приемлемого уровня жизни наших подопечных. Мы оказываем и адресную помощь, например ежемесячно покупаем специальное питание для четырехлетней Ксении, у которой диагностировали аллергический язвенный колит.

Мы помогаем детям, которые столкнулись совершенно с разными проблемами. К нашим программам помощи может присоединиться любой желающий. Самый простой способ – сделать пожертвование на нашем сайте. Все полученные деньги обязательно будут направлены на помощь детям. На нашем сайте мы регулярно публикуем фотоотчеты о проделанной работе.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?