Под «интернатом» чаще всего понимают заведение для сирот. Однако мало кто знает, что Пушкин Александр Сергеевич обучался как раз в интернате. Знаменитый Царскосельский лицей предоставлял своим ученикам не только высококлассное образование, но и круглосуточное проживание. А это и есть основной отличительный признак интерната: в такой школе дети находятся полный день, в ней они едят, спят, отдыхают и проводят досуг.
Школы-интернаты в России начали активно развивать в 60-х годах по инициативе Хрущева. На тот момент это были школы нового типа, призванные заменить собой обросшее неприятными ассоциациями понятие «детский дом», дать детям всесторонние знание и условия для гармоничного развития. Прекрасная идея на практике воплотилась далеко не полностью, но сыграла свою роль в поддержке малообеспеченных семей.
Сегодня существует около десятка видов учреждений, которые носят название интернатов для детей. Прежде чем помогать детям, будет полезно узнать, какие виды школ существуют.
Школы-интернаты по контингенту и программам
Все школы-интернаты делят по двум укрупненным признакам: образовательная программа, особенности учащихся.
По особенностям учащихся существуют школы:
- для одаренных детей. Редко попадают в поле зрения некоммерческих организаций, престижны, часто носят название школ-пансионов. Однако благотворителям ничто не мешает поддерживать одаренных детей, оставшихся без должной поддержки, и определять их в пансионы;
- для инвалидов. Специализированные учреждения, где персонал имеет навыки реабилитации и поддержки детей с особенностями здоровья;
- для сирот. Деятельность по обучению детей, потерявших родителей – сложная, но очень тонкая по педагогической глубине задача. Сегодня в России вместе с коррекционными домами-интернатами почти 2 тыс. школ-интернатов для детей-сирот;
- для подростков с особенностями поведения, или для трудных подростков. Такие учреждения предназначены для детей от 12 до 16 лет, имеют компенсирующие программы, которые помогают подросткам успешно социализироваться.
Классификация школ-интернатов по программам:
- Общеобразовательные.
Несмотря на честь «обще-», это могут быть учреждения достаточно узкой направленности: спортивные школы, кадетские корпуса, лицеи и гимназии с углубленным изучением предметов (математика, иностранные языки, изобразительное искусство и др.). Сюда же входят классические школы начального общего (до 4-го класса включительно), среднего общего (5–9-й классы) или среднего полного (до 10–11-й класса), от обычных они отличаются только возможностью круглосуточного проживания ребенка. Также есть санаторно-лесные и санаторные интернаты с общей программой обучения, они способствуют укреплению здоровья ребенка, а регулярное соприкосновение с природой развивает гармоничную личность.
- Коррекционные.
Предназначены для детей с такими особенностями здоровья, которые требуют высокопрофессионального подхода. Обозначаются номерами либо арабской, римской цифрой. Их деятельность требует участия большого количества узких специалистов: учителей, воспитателей, логопедов, медбратьев и медсестер, педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, воспитателей-тьюторов и др.
Иногда школы с углубленным изучением отдельных предметов называют специальными. Специальной могут именовать и коррекционную школу.
Интернаты могут быть смешанными и разделенными по полу. В 1918 году в РСФСР было введено обязательное совместное обучение девочек и мальчиков, что было призвано уравнять образовательные возможности детей, особенно подтянуть девочек, которые до этого имели весьма ограниченные перспективы. После этого была всего лишь одна попытка ввести раздельное обучение, но планам помешала Вторая мировая война. Поэтому сегодня учреждений с раздельным обучением в России очень мало, а существующие подвергаются критике.
Коррекционные школы
Детей определяют в такую школу после тщательного тестирования. Особенно важно качественное сопровождение для детей, оказавшихся в сложных обстоятельствах и вследствие этого испытывающих трудности с обучением. Эти школы больше других нуждаются во внимании благотворительных фондов:
- I – интернаты для глухих и слабослышащих детей. Здесь ребенку со слабым слухом дают необходимые бытовые навыки;
- II – школы для детей с проблемами слуха, но сохранивших собственную речь или имеющих возможность частично воспринимать чужую. Здесь большое внимание уделяют развитию речи;
- III – для слепых детей;
- IV – для детей с остаточным зрением, или слабовидящих;
- V – для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь же корректируют заикание;
- VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие травм позвоночника или головы и ДЦП;
- VII – для детей с задержкой психического развития. Такие школы предназначены для детей с сохранным интеллектом, но имеющих разнообразные особенности психики, которые могут этот потенциал ослабить: слабая память, быстрая истощаемость, эмоциональная нестабильность. В штате обязательно работают коррекционные психологи;
- VIII – для детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость, легкая олигофрения). Штат таких школ укомплектовывается дефектологами, психологами, логопедами.
Все эти виды школ существуют, но в названии учреждения цифра не всегда обозначается.
Участникам организаций, занимающихся благотворительностью, и частным благотворителям полезно знать ряд аббревиатур, которые встречаются на сайтах интернатов: ЗРР – задержка речевого развития, УО – умственная отсталость, ОДА – опорно-двигательный аппарат.
Как попадают в интернат
Подать заявление могут родители или опекуны, органы опеки и социальной защиты. Сегодня это можно сделать через портал государственных услуг. В среднем потребуется предоставить:
- заявление;
- медицинское заключение, оформленное комиссией;
- копии паспорта или свидетельства о рождении.
Возможно, потребуется акт обследования условий жизни ребенка, справку о ближайших родственниках, решение государственного органа о направлении в школу-интернат и др. Конкретные требования нужно узнавать в положениях школы. На сайте каждой школы имеются «Правила приема», где указаны категории детей для приема, возраст, с которого можно поступить в школу.
Например, чтобы попасть в школу-интернат для сирот с проблемами по здоровью, нужно предоставить обширный пакет документов плюс справку психолого-медико-педагогической комиссии. Принимаются дети, чьи родители умерли, были лишены родительских прав, пропали без вести, осуждены или находятся на длительном лечении.
Но в интернатах находятся и дети, которые по различным причинам лишены родительского внимания. Поддержка воспитанников детских попечительских учреждений – одно из приоритетных направлений центра социальной помощи «Диана». Мы оказываем поддержку:
- муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- частному общеобразовательному учреждению школе-интернату при Николо-Шартомском мужском монастыре;
- муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Коробчеевская школа».
Мы реализуем различные программы, например проводим сбор средств на покупку подарков к праздникам, организуем праздничные мероприятия, приобретаем развивающие игры. Присоединиться к нашим инициативам может любой желающий. На нашем официальном сайте вы можете оставить любое пожертвование. Мы всегда рады и волонтерам. Если вы хотите оказать поддержку другим способом, напишите нам. Любое участие или запрос очень важны для нас. Мы отвечаем на все вопросы и открыты любым предложениям.