Реабилитация детей с ДЦП

Благотворительность

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание, возникающее при повреждении мозговых структур ребенка. Страдают двигательные функции, координация, речь и другие жизненно важные навыки. Несмотря на все трудности, ДЦП не приговор.

С помощью комплексной реабилитации детей с ДЦП можно добиться значительного прогресса и улучшить качество жизни ребенка. Раннее вмешательство, терпение, любовь и поддержка близких – вот ключи к успеху на этом тернистом пути.

Что такое ДЦП?

ДЦП – это группа хронических двигательных расстройств, обусловленные повреждением или аномалией развития мозга в раннем возрасте, часто до или во время рождения. Изменения могут произойти из-за недостатка кислорода (гипоксии), травмы головы, инфекции во время беременности или рождения, генетических нарушений.

Симптоматика заболевания вариативна и зависит от степени и локализации повреждения головного мозга. Наиболее распространенные проявления:

  • спастичность: повышенный тонус мышц, обуславливающий ригидность и ограничение движений;
  • слабость мышц: снижение мышечной силы, делающее движения затруднительными или невозможными;
  • нарушения координации и равновесия: проблемы с балансом, ходьбой, бегом;
  • задержка психического и физического развития, в том числе двигательных навыков. Дети с ДЦП могут позже начинать сидеть, ползать, ходить;
  • нарушения речи: дизартрия (нечеткая речь), апраксия (трудности с произношением слов);
  • судороги.

Дополнительная сложность – наличие других генетических заболеваний с симптомами, сходными с ДЦП. У новорожденных распространенность детского церебрального паралича составляет два случая на тысячу рожденных, причем у мальчиков заболевание встречается чаще.

Детский церебральный паралич, хотя это и серьезное заболевание, не должен рассматриваться как непреодолимый приговор. Существует множество методов и терапий, а лучшее решение – комплексная реабилитация детей с ДЦП.

Формы заболевания

Форма заболевания определяется симптомами, которые наблюдаются у ребенка. Существует несколько классификаций ДЦП.

Спастическая

Наиболее распространенный. Характерна повышенным тонусом мышц, приводящему к ригидности и ограничению движений. Этот тип делится на несколько видов в зависимости от уровня поражения:

  • спастическая диплегия: поражение обеих ног, обычно более выраженное, чем рук;
  • гемиплегия: поражение одной половины тела;
  • двойная гемиплегия, или квадриплегия: тяжелая форма с поражением всех конечностей.

Гиперкинетическая

Проявляется в виде непроизвольных, резких и обрывочных движений – атетоз, хорея, которые затрудняют движение. Также наблюдается дистония – непроизвольные мышечные сокращения, приводящие положение тела в неестественные, неудобные позы.

Атаксическая

Проявляется сильным нарушением координации и равновесия: шаткость, неуклюжесть, трудности с ходьбой. Человек вынужден использовать ортопедические средства для передвижения. В тяжелом случае человек полностью не может передвигаться самостоятельно и использует инвалидные кресла-коляски. Еще одна характерная черта – дисметрия, то есть несоразмерность и хаотичность движений. Наблюдается дизартрия тяжелой формы – речь либо полностью отсутствует, либо воспроизводится в виде звуков.

Смешанная

Сочетание нескольких форм ДЦП разной степени тяжести. Чаще всего врачи наблюдают обширную симптоматику, где задержка происходит и в физическом, и в умственном развитии с нарушением движений.

Зачем нужна реабилитация при ДЦП?

Реабилитация – единственный действенный способ значительно облегчить жизнь ребенка, добиться положительной динамики и улучшить когнитивные и физические способности.

В случае с легкой формой ДЦП можно добиться значительных результатов: ребенок сможет свободно перемещаться, а пораженные части будут лучше контролироваться. Развитие умственных способностей и социализация помогут адаптироваться в обществе, свободно посещать садик, школу, учебные заведения, а в дальнейшем – работать и развиваться.

Но даже в сложных случаях реабилитация с ранних лет поможет компенсировать последствие нарушений. Восстановление должно быть стабильным и регулярным.

Как проходит реабилитация детей с ДЦП: подробно

Чтобы ребенок мог получить помощь и поддержку в процессе реабилитации, требуется пройти процедуру медико-социальной экспертизы с оформлением статуса «ребенок-инвалид». После обследования специалисты составляют индивидуальную программу реабилитации и абилитации. Родители и ребенок могут претендовать на получение государственной помощи и доступ к ресурсам для реабилитации: медицинское оборудование, ортопедические устройства, развивающие игры и др.

Чтобы инициировать процедуру оформления инвалидности, родители должны обратиться в ближайшую поликлинику по месту жительства. Педиатр после осмотра выдает направление на медико-социальную экспертизу. В нём подробно указаны специалисты и список процедур, которые должен пройти ребенок.

После прохождения экспертизы и получения статуса инвалида ребенок и его семья приобретают соответствующие права на реабилитацию, своевременное оказание медицинской помощи, обследования и оборудование для проведения процедур. Ответственность за обеспечение комплексности и доступности услуг лежит на государстве, которое обязано создать условия для включения ребенка в социум и обеспечить его полноценное участие в жизни общества.

Программа реабилитации обязательна для всех граждан РФ, попадающих под ее действие. Если права гражданина-инвалида будут нарушены, семья имеет полное право обратиться в госорганы с требованием предоставить лечение и направить заявление о нарушении в суд. Реабилитация детей с ДЦП проходит в назначенном медицинском учреждении или клинике.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура (ЛФК) – это метод восстановления и компенсации нарушенных функций организма с помощью физических упражнений. ЛФК активно применяется в качестве двигательной реабилитации детей с ДЦП. Это умеренные физические нагрузки: разминка и разработка мышц, суставов, растяжки и легкие, но эффективные упражнения.

Цели ЛФК:

  • укрепление мышц и связок;
  • улучшение кровообращения;
  • стимуляция работы внутренних органов;
  • развитие координации движений;
  • улучшение осанки;
  • профилактика осложнений;
  • повышение качества жизни.

Лечебная физкультура – комплексная тренировка с несколькими процедурами. Прежде всего это гимнастические упражнения для различных групп мышц. Кроме того, ребенок проходит курс физиотерапии с применением физических факторов: тепла, холода, электричества, магнитных полей с помощью медицинских аппаратов.

В комплекс процедур входит эрготерапия – обучение навыкам самообслуживания и бытовой деятельности. Для детей с ДЦП эта терапия играет важную роль в обеспечении их независимости и улучшении качества жизни. Цель: научить ребенка одеваться, есть, соблюдать личную гигиену и ухаживать за собой самостоятельно.

Массаж

Массаж помогает смягчить судороги и спастичность мышц, улучшает скорость, контроль и координацию движений, способствует улучшению кровообращения и лимфатического дренажа, что питает ткани и мышцы. Проводится специально обученным массажистом, который использует различные техники и методы: шведский массаж, лимфодренажный, точечный.

Что дает массаж:

  • улучшение кровообращения;
  • расслабление и укрепление мышц;
  • улучшение координации движений;
  • снижение болей;
  • улучшение подвижности суставов.

Приемам массажа обучают в том числе и родителей, чтобы они могли проводить его дома в качестве дополнительной терапии в течение всего дня и поддерживать эффект, которого удалось добиться медикам. Длительность курса – 10–20 сеансов в зависимости от тяжести заболевания. Полноценную процедуру специалисты проводят два-три раза в неделю. В остальное время родители самостоятельно массажируют ребенка дома хотя бы один раз в день.

Гидротерапия

Гидротерапия, или водная терапия, – метод лечения и физической реабилитации детей с ДЦП, использующий свойства воды для достижения терапевтического эффекта. Цели применения:

  • улучшение двигательных функций. Вода снижает нагрузку на суставы и облегчает выполнение упражнений, что способствует развитию координации, равновесия и силы мышц;
  • снижение спастичности. Тепло воды расслабляет спазмированные мышцы, уменьшая боль и дискомфорт, а упражнения помогают улучшить их эластичность;
  • стимулирование сенсорного развития, которого так не хватает ребенку с ДЦП;
  • психологический комфорт. Водные процедуры – это не только полезно, но и весело. Если массаж может доставлять неприятные ощущения из-за глубокой проработки мышц, то в бассейн дети идут с большей охотой.

Вода снижает вес тела, делая движения более легкими и комфортными. Это особенно важно для детей с ДЦП, которым тяжело передвигаться самостоятельно и контролировать конечности. При этом жидкость оказывает сопротивление хаотичным движениям. Ребенок вынужден учиться координации. Равномерное давление в бассейне расслабляет всё тело и снижает тревожность. Часто после занятий на воде дети становятся более спокойными и сконцентрированными.

В воде с ребенком работает специально обученный тренер, который помогает держаться ему на воде, передвигаться и даже плавать, если это позволяют физические способности. Специалист использует специальное снаряжение и спортивный инвентарь, чтобы ребенок оставался на плаву и держался за точки опоры.

В гидротерапию входят следующие виды упражнений:

  • обычная ходьба на небольшой глубине;
  • упражнение на растяжку;
  • упражнения на преодоление сопротивления;
  • спокойное плавание, если позволяют физические способности.

Сеансы начинаются с разминки, включающей упражнения на растяжку, прежде чем ребенок погружается в бассейн. После разминки ребенок выполняет серию упражнений под контролем инструктора, используя плавучие предметы: доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели, ремни. Интенсивность упражнений со временем наращивается, чтобы от прогрессии нагрузки получить результат.

Во время процедур используется как пресная, так и соленая вода. Последняя стимулирует процессы регенерации, улучшает ток крови и восстанавливает водно-солевой баланс. Дополнительно проводится массаж струями воды с напором и разными температурами.

Родители могут обратиться в любой медицинский центр или бассейн, в котором проводят лечебные занятия для детей с ДЦП. Для начала тренировок нужно получить направление от врача. С ребенком должен работать обученный и сертифицированный специалист, знающий основы ЛФК и спортивной физкультуры.

Психологическая поддержка

Психологическая адаптация – важный этап реабилитации, причем занятия проводятся как с ребенком, так и со всей семьей либо с ближайшими родственниками, которые присутствуют в жизни малыша.

Цели работы с психологом:

  • помощь детям с ДЦП в адаптации к своему состоянию и социальной среде;
  • развитие когнитивных функций: памяти, внимания, мышления;
  • формирование эмоциональной устойчивости и позитивного самовосприятия;
  • снижение уровня тревожности и депрессии;
  • помощь родителям в принятии своего ребенка и оказании ему необходимой поддержки.

Родители, как и ребенок-инвалид с ДЦП, нуждаются в поддержке и понимании. Они тоже столкнулись с трудной ситуацией и могут не знать, как правильно повести себя в той или иной момент. А консультации с психологом – отличный вариант поддержки для сохранения спокойствия, семейного благополучия и понимания. Не стоит отказываться от помощи специалиста.

Работа психолога начинается с оценки эмоционального состояния малыша. Это особенно важно для детей с ДЦП, которые могут испытывать стресс и тревожность из-за своего заболевания. Особенный ребенок будет с большим недоверием относиться к окружающему миру, проявлять эмоциональные порывы и даже отказываться идти на контакт с окружением. Именно психолог поможет ему правильно выразить свои чувства и эмоции. Он учит малыша принимать свое состояние, развивать позитивное отношение к себе и своим способностям. Это способствует улучшению самооценки и адаптации к жизни с ДЦП.

Заболевание не должно мешать человеку вливаться в социум, общаться с ровесниками и заводить друзей. Поэтому специалисты проводят групповые занятия, где дети могут вместе играть, активно взаимодействовать и общаться. В дальнейшем это станет надежной опорой для устройства в школу и взаимодействия с одноклассниками.

Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессии у особенного ребенка. Детская агрессия – часть эмоционального развития при условии, что она не патологическая. Внезапно возникающие эмоциональные вспышки во время игры или конфликтов могут проявляться у ребенка через физическую активность, например топанье ногами или бросание игрушек.

С этим в том числе сталкиваются дети с ДЦП. Проблема в том, что у особенного ребенка сильно ограничены физические возможности. Ему труднее выразить негативные эмоции, что может привести к их накоплению и последующему проявлению агрессии. Часто родители не справляются со вспышками злобы, и на выручку вновь приходит психолог.

Какие практики использует специалист:

  • игровые и арт-терапевтические методы – рисование, подделки;
  • сказкотерапия;
  • песочная терапия – игры с кинетическим песком;
  • музыкальная терапия.

Логопедические занятия

В большинстве случае при ДЦП наблюдают серьезные нарушения речи. Нарушено формирование всех аспектов речи: лексики, грамматики и звукопроизношения. Словарный запас расширяется медленно, используемые предложения короткие, речь остается неразборчивой. Ребенку тяжело говорить, он не может выразить свои мысли и зачастую коммуницирует через звуки, мычание. Чаще всего развитием речи также занимается психолог либо отдельно назначенный специалист – логопед.

Цели работы с логопедом:

  • артикуляционная гимнастика;
  • постановка звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование связной речи.

Логопед работает над развитием артикуляционных навыков, правильным произношением звуков и формированием речи. Включает в программу упражнения для улучшения понимания речи, игры и задания на расширение словарного запаса. Применяет техники для развития мимики и жестов, через которые ребенок сможет лучше донести свои мысли и наглядно показать, что ему нужно. Если специалист наблюдает прогресс развития речи, то подключает работы над интонацией и ритмом. При необходимости логопед может обучать ребенка использованию альтернативных коммуникативных средств, например, пиктограммы или коммуникаторы.

Медикаментозное лечение

Наибольший эффект от реабилитации дает совмещение немедикаментозного и медикаментозного способа лечения.

Основные виды препаратов, которые используют при реабилитации ДЦП:

  • миорелаксанты для снижения спазмов и судорог;
  • витаминные комплексы, включая поливитамины и минералы. Поддерживают общее здоровье и укрепляют иммунную систему;
  • препараты, содержащие ботулотоксин: ботокс и диспорт. Применяют для блокировки сигналов от нервов к мышцам. Помогает снизить спазмы и улучшить контроль над мышцами;
  • препараты комплексного действия. Предназначены для улучшения обмена веществ в мозгу и стимулирования регенерации нервных клеток.

Любые препараты назначает специалист после проведения медико-социальной экспертизы. Каждый медикамент имеет направленное действие, значительно улучшает общий эффект терапии и помогаетзакрепить результат от физической работы. Во время лечения специалист наблюдает за реакцией ребенка на курс лекарств и может корректировать дозировку.

Работа с ортопедическими устройствами

Работа с ортопедическими устройствами включает в себя использование ортезов и аппаратов, которые помогают поддерживать правильное положение тела, улучшают функцию опорно-двигательной системы и способствуют развитию навыков ходьбы. Это вертикальные кресла, стойки, ходунки, трости или костыли. Ребенок может самостоятельно поддерживать позу, перемещаться и сохранять устойчивость без сторонней помощи и постоянного наблюдения родителей.

Главная цель – научить ребенка чувствовать свое тело и управлять им. Перед этим должна пройти комплексная физическая терапия: ЛФК, массажи, гидротерапия. Мышцы должны быть расслабленными, но сильными, чтобы выдержать вес и удержать тело. Обязательны ежедневные разминки и наращивание нагрузки. На этом этапе особенно важно заручиться поддержкой специалиста, который умеет работать с ортопедическими устройствами и будет наблюдать за ребенком, чтобы тот не упал и не нанес себе травмы.

Некоторые из ортопедических устройств:

  • ортезы для ног: корректирующие ботинки, ночные съемные ортезы для сохранения правильной позы стопы;
  • ходунки и ходильные рамы;
  • костыли и трости для поддержки и уменьшения нагрузки на определенные части тела во время передвижения. Используют, когда ребенок может полностью ходить самостоятельно, но нуждается в дополнительной точке опоры.

Согласно законодательству РФ, люди с инвалидностью могут получить компенсацию затрат на технические средства реабилитации, в том числе на инвалидные коляски. Компенсацию выплачивает Фонд социального страхования Российской Федерации или центр социальной защиты по региону и месту жительства. Получение компенсации возможно только после прохождения медико-социальной экспертизы и получения программы реабилитации.

Для получения компенсации необходимо подать заявление и предоставить пакет документов, подтверждающих инвалидность и покупку средств для реабилитации: медицинскую выписку, справку со статусом «ребенок-инвалид», чек о покупке товара. Точная сумма компенсации зависит региона и может достигать 100 % от всей стоимости. Средства поступают на личный счет инвалида или на сберегательную книжку. Средний срок оформления и получения – один месяц.

Дополнительную поддержку могут оказать благотворительные фонды, которые помогают людям в сложной жизненной ситуации на безвозмездной основе. Достаточно обратиться в специализированную некоммерческую организацию по РФ или региону и предоставить подтверждающие документы.

Постоянное медицинское наблюдение

Медицинская реабилитация детей с ДЦП не заканчивается после курса активных процедур. Лечение должно быть стабильным и постоянным. Врач должен проконсультировать родителей и порекомендовать, как часто нужно проходить комплекс процедур, каких специалистов нужно посещать для осмотра и что можно делать дома самостоятельно.

Важно периодически посещать невролога, ортопеда, логопеда, психолога. Это даст возможность:

  • оценивать динамику развития ребенка и эффективность применяемых методов реабилитации;
  • своевременно выявлять и корректировать возможные осложнения или проблемы, возникающие в процессе восстановления;
  • предотвращать отклонения в развитии и своевременно реагировать на них;
  • следить за адаптацией ребенка к повседневной жизни и социальной среде.

Частота посещений зависит от индивидуальных потребностей и состояния ребенка, но чаще всего это не реже одного-двух раз в год и до одного-двух раз в месяц.

На длительность реабилитации влияет степень тяжести заболевания, возраст ребенка и результаты, которые дали применяемые практики. Больше всего усилий и выдержки понадобится родителям в первые годы жизни малыша.

Как меняется процесс реабилитации с возрастом

Процесс реабилитации при ДЦП меняется с возрастом ребенка. В первые годы жизни процедуры направлены на стимуляцию развития мозга, укрепление мышц, развитие двигательных навыков, предотвращение осложнений. В более старшем, дошкольном возрасте делают упор на социализацию, подготовку к обучению.

В школьном возрасте реабилитация помогает ребенку стабильно учиться, общаться со сверстниками и развивать свои интересы. Благодаря этому в подростковом возрасте дети с ДЦП набираются уверенности, формируют здоровую самооценку и могут определиться с будущей профессией.

Во взрослом возрасте реабилитация сохраняет достигнутые результаты, предотвращает осложнения и позволяет вести активную полноценную жизнь.

Стадии восстановления

Каждый случай заболевания уникален, но зачастую процесс восстановления проходит через несколько общих стадий:

  • акутная. Наступает сразу после возникновения повреждения мозга у ребенка. Характеризуется наличием острой симптоматики и невозможностью полноценного функционирования. Это тот этап, с которого врачи начинают свою работу;
  • субакутная. Начинается, когда состояние ребенка стабилизируется. В этот период можно наблюдать постепенное улучшение функций мозга и появление признаков активности. Специалисты делают акцент на физической терапии, логопедии, массажах, эрготерапии;
  • поздняя хроническая. Начинается, когда активные процессы восстановления замедляются и состояние стабилизируется.

По итогам восстановления усилия врачей и семьи направляют на поддержание достигнутых результатов и максимальное улучшение качества жизни ребенка. Это регулярные занятия, использование адаптивных устройств и организация подходящей среды для жизни и обучения.

Шкала GMFCS

GMFCS – это система классификации уровня грубых моторных функций у детей с церебральным параличом. Нужна для оценки двигательных возможностей, прогноза развития, планирования реабилитационных мероприятий, оценки эффективности лечения.

Шкала делится на пять уровней:

  • уровень I. Ходьба без ограничений, ребенок может бегать, прыгать, лазить;
  • уровень II. Ходьба с незначительными ограничениями. Бег, но с трудом. Не может прыгать и лазить;
  • уровень III. Передвижение только с помощью ходунков. Не может бегать, прыгать и лазить;
  • уровень IV. Передвижение с помощью костылей, тяжело ходить самостоятельно;
  • уровень V. Не передвигается самостоятельно, использует коляску.

Шкала GMFCS не является диагностическим инструментом. Оценку проводит специалист, и она может лишь дополнить общую картину после проведения медико-социальной экспертизы.

Детский церебральный паралич требует от родителей максимального участия и поддержки своих детей. Чем качественнее и активнее будет процесс реабилитации, тем выше будет уровень жизни ребенка впоследствии.

Центр социальной помощи «Диана» также стремится поддержать и оказать социальную защиту детям, растущим в многодетных и малообеспеченных семьях. Если вы хотите принять участие в благотворительности и помочь тем, кто в этом по-настоящему нуждается, оставьте пожертвование на нашем сайте. Также вы можете ознакомиться с подопечными, нашими мероприятиями и отчетностью в социальных сетях.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?