Проблемы развития благотворительности

Благотворительность

Время от времени в СМИ появляются новости, что россияне отдают миллионы мошенникам. Причина – люди не могут отличить честные благотворительные фонды от аферистов, которые играют на эмоциях. Это одна из серьезных проблем благотворительности. Рассказываем подробнее о стоп-факторах и способах их преодоления, которые помогут фондам привлекать больше пожертвований.

Что происходит с благотворительностью в России

В 2022 году пожертвования значительно сократились – об этом говорят представители всех фондов. Сложилась неоднозначная ситуация, выходов из которой не предвиделось – разрушились логистические цепочки, некоторые компании перестали работать с Россией, поэтому иностранные лекарства и медицинское оборудование для тяжелобольных детей и взрослых стало привозить сложнее.

В 2023 году появились новые цифры: сумма пожертвований россиян на благотворительность, оцененная через налоговые вычеты, выросла с 3,9 млрд руб. в 2021 году до 9,4 млрд руб. в 2023. Сферы деятельности благотворительных НКО, количество волонтеров и фондов, действующих в России, ежегодно увеличивается – это подтверждают данные годовых публичных отчетов и результаты исследования независимого рейтингового агентства RAEX.

Основные проблемы благотворительности

Несмотря на старания благотворительных НКО и фондов, благотворительность в России пока не приобрела какой-то системности и стабильности. Это обуславливает низкую благотворительную активность общества и недостаточную эффективность проводимых мероприятий, с которой, конечно, можно и нужно бороться. Основные проблемы благотворительности в России – недоверие граждан к общественным организациям, неуверенность, что пожертвования будут использованы по назначению, нестабильность экономики и т. п.

Низкий уровень доходов населения

Половина россиян в 2023 году зарабатывали меньше 53,5 тыс. руб. в месяц. Небольшие реальные доходы вместе с другими финансовыми проблемами (нерешенный жилищный вопрос, высокая закредитованность населения) заставляют многих людей отказываться от благотворительности. Но чтобы помогать, не нужно зарабатывать сотни тысяч в месяц – даже 100 или 300 рублей могут оказаться значимым пожертвованием.

Фонды лишаются поддержки из-за предубеждения, что благотворительность требует много денег и времени. В действительности же благотворительным некоммерческим организациям и фондам важна любая сумма, особенно если пожертвование постоянное. Регулярные пожертвования позволяют планировать бюджет, рационально распределять ресурсы, а это означает возможность помогать еще большему количеству людей.

А еще не всегда для благотворительности нужны деньги. Полезна любая безвозмездная помощь. Например, фондам нужны люди, которые могут отвезти продуктовые наборы одиноким старикам, помочь организовать и провести донорскую акцию, поучаствовать в оцифровке и архивировании культурного наследия.

Предвзятое отношение к благотворительности

Громкие скандалы, связанные с благотворительностью, надолго остаются в памяти и часто заслоняют собой все успешные проекты благотворительных фондов и НКО. К сожалению, когда заходит разговор о помощи нуждающимся, большинство вспоминают нищих у метро и сборы в соцсетях на личные карты, которые чаще всего оказываются мошенническими. Но при этом благотворительные НКО проводят много интересных мероприятий и реализуют различные значимые проекты.

Чтобы справиться с такой проблемой благотворительности в России, как предвзятое отношение, нужно рассказывать потенциальным донорам и волонтерам, как определить подлинность НКО. Фондам и благотворительным НКО стоит показывать, куда они тратят деньги. Не у всех организаций есть ресурсы на регулярную подготовку отчетов, но необходимо хотя бы публиковать фото и видео в соцсетях, рассказывать о своей работе от лица сотрудников и благополучателей – например, как это делает центр социальной помощи «Диана» в своих соцсетях.

Личностная незрелость и психологические проблемы

Волонтерство и любая другая благотворительная деятельность предполагает системность и регулярность. Многие люди боятся брать на себя ответственность даже во взрослом возрасте. Также возможен травмирующий опыт в прошлом или отсутствие мотивации.

С этим проблематично работать – на призывы о помощи откликаются только те, у кого есть внутреннее желание помогать. Единственное, что могут сделать фонды, – предлагать максимально легкий вход в благотворительность. Это поможет привлечь тех, кто хотел бы помогать другим, но по каким-либо причинам еще этого не делает.

Например, можно интегрировать благотворительную повестку в бытовые дела: установить ящики для пожертвований в магазинах, предложить стать донором во время прохождения диспансеризации или медосмотра для трудоустройства и т. д.

Токсичность и чрезмерная эмоциональность

Многие из тех, кто занимается благотворительностью, стесняются говорить об этом, чтобы не привлекать к себе внимания, не столкнуться с непониманием и обвинениями в хвастовстве. Есть и обратная ситуация – когда благотворительность делают модным трендом, не следовать которому неудобно.

Селебрити рискуют не получить выгодный рекламный контракт, если не занимаются благотворительностью – это формирует предвзятое отношение. В результате те, кто мог бы на регулярной основе перечислять деньги фондам, отказываются от этого, потому что вокруг слишком много токсичности.

Важно, что подчеркивать актуальность благотворительности следует исключительно этичными способами, без навязчивости и манипуляций. Не стоит оказывать давление на потенциальных доноров и пытаться вызвать чувство вины, нельзя допускать невежливого обращения. Самым ценным для фондов должна стать репутация.

Как фондам преодолевать существующие проблемы

За рубежом благотворительность – такая же обыденная часть жизни, как поход за покупками или оплата налогов. Более того, во многих странах пожертвования приравниваются к налогам, поэтому многие компании становятся спонсорами детских домов и больниц.

Положительные изменения в некоммерческом секторе будут очевидны, когда в России акцент сместится с чувства сопереживания и поиска смысла на выработку новой привычки – привычки к благотворительности. Но это долгий и сложный путь.

Несколько способов, как фонды могут преодолеть часть существующих проблем в благотворительности уже в среднесрочной перспективе:

  • заниматься просветительской деятельностью. Важно говорить о существующих проблемах. Нужно рассказывать, как определить надежную благотворительную НКО, как начать заниматься благотворительностью и т. д., не замалчивать сложные темы;
  • геймифицировать процесс. Например, приложение Charitymiles перечисляет фондам деньги за том, что люди с его помощью следят за своей активностью в течение дня и добиваются спортивных целей;
  • рассказывать и показывать, куда уходят деньги. Например, на странице оплаты фонда «Дети-бабочки» можно было увидеть, сколько на сумму пожертвования будет куплено специальных бинтов для детей с редким заболеванием, из-за которого на коже при малейшем трении появляются пузырьки, превращающиеся в раны. Это интересный способ привлечь внимание к проблеме и показать, как будут потрачены деньги;
  • дарить подарки. За участие в благотворительных проектах, которые финансируются через краудфандинг, доноры получают небольшие подарки за пожертвования. Можно предлагать купить мерч или вещи, сделанные подопечными фонда;
  • заниматься сторителлингом. Сторителлинг – мощный инструмент для поднятия вовлеченности. Реальные истории подопечных фонда развивают эмпатию у благотворителей. Например, организация «Ночлежка» честно рассказывает, как люди оказываются на улице, и подчеркивает, что никто не застрахован от бездомности;
  • мотивировать делиться хорошими поступками. Многие становятся благотворителям, когда видят, что их друзья жертвуют деньги и занимаются волонтерством. Если доноры будут рассказывать о том, что делают, в социальных сетях, это позволит фондам привлечь внимание к проблеме и собрать большую аудиторию;
  • упрощать процедуру оплаты и предлагать подписку. Хорошо, если можно заплатить картой или по QR-коду – это уменьшает количество действий, которые нужно предпринять, чтобы перевести деньги. А подписка может сделать пожертвование таким же привычным делом, как оплата услуг связи или музыкальных сервисов.

Центр социальной помощи «Диана» поддерживает неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, которые оказались в сложной жизненной ситуации, воспитанников специализированных детских учреждений и другие категории нуждающихся. Присоединиться к нашим проектам просто – оформите разовое или регулярное пожертвование через форму на сайте.

Тем, кто продолжает сомневаться в прозрачности работы крупных фондов, стоит стать одним из добровольцев, чтобы оказывать помощь не рублем, а вниманием. Многие подопечные фондов ежедневно нуждаются не только в социальной защите, но и в простом человеческом участии, которое не имеет цены. Увидев работу фонда изнутри, вы измените свое мнение о благотворительности в целом – такой путь проходят многие волонтеры. Это позволит благотворительности стать на шаг ближе к частным жертвователям.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?