Приемной семье важна поддержка психологов

Благотворительность

Для приемных семей помощь психолога очень полезна, а иногда просто жизненно необходима. Ребенку с опытом сиротства может быть недостаточно одной только любви, чтобы адаптироваться и социализироваться после всего, что ему пришлось пережить (жизненный опыт может быть очень травмирующим).

Ребенок из детского дома – какой он

Ребенок из благополучной семьи вряд ли попадет в детский дом или к чужим людям, если с родителями что-то случится. Практически всегда найдутся родственники и друзья, которые готовы его обеспечить и воспитать. В замещающих неродственных семьях чаще оказываются дети из неблагополучных семей, которые с младенчества или раннего детства разлучены с родителями. Это накладывает отпечаток на их психоэмоциональные особенности и физическое развитие.

Физическое развитие

У воспитанников детского дома могут быть ментальные особенности, заболевания и физические ограничения, из-за которых от них отказались. Приемные родители знают диагноз и с помощью специалистов могут скорректировать некоторые особенности здоровья. Не меньше у таких детей психологических проблем – задержка психического развития, последствия непроработанных психотравм, различные расстройства поведения.

Часто встречается несовпадение психологического возраста и реального. Первоклассник может быть развит как трехлетка из благополучной семьи, но хорошо ориентироваться во «взрослых» темах и уметь различать алкогольные напитки. Физическое развитие тоже может запаздывать: у детей из детдома рост и вес меньше нормы, зато они быстро бегают, довольно выносливы, некоторые умеют хорошо драться.

Психологические особенности

У всех приемных детей практические одинаковое поведение и особенности, почти все приемные семьи сталкиваются с одними и теми же трудностями. Детям-сиротам сложно поверить в любовь, они замкнуты, агрессивны, никому не доверяют, у них нет ощущения стабильности. Отсутствие близких отношений со значимыми взрослыми приводит к отсутствию базового доверия к любым взрослым и вообще к миру. Это трудно компенсировать, когда ребенок подрос, но возможно.

У детей из неблагополучных семей и сирот могут быть проблемы с границами. Ранний опыт оставленности, пренебрежения нуждами, отсутствия разнообразной развивающей среды приводят к сложностям в осознании границ своего тела. Еще сложнее с эмоциональными границами, осознание которых формируется во взаимодействии со значимыми взрослыми. У ребенка из детдома может быть несколько особенностей:

  • незнание и непонимание себя;
  • неспособность принимать самостоятельные решения, инфантилизм;
  • неразличение ролей взрослый/ребенок, свой/чужой;
  • низкая самооценка, неумение распознавать свои желания;
  • необходимость подстраиваться под разных взрослых, с которыми жил ребенок;
  • незаинтересованность в выстраивании доверительных социальных отношений;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе (особенно для детей с опытом жизни с асоциальными родителями), непонимание того, как принимать заботу со стороны;
  • притупленное или преувеличенное умение распознавать сигналы своего тела (голод, жажда, боль);

Всё это приводит к непониманию себя как личности, сложностям в различении своих потребностей и чувств, отсутствию умения нести ответственность, рассчитывать силы и планировать действия. Многие детдомовские дети живут одним днем, некоторые из них потребительски относятся к любым взрослым, мастерски умеют манипулировать. Всё это – не «плохая наследственность», как принято считать, а навыки, которые помогают им выжить в системе.

Практические все дети, оказавшиеся в детдоме, пережили психотравмы: у них есть опыт брошенности, какое-то время они находились в нестабильной среде, в условиях стресса. Последствия психологических потрясений очень тяжелые:

  • апатия;
  • энурез;
  • повышенная тревожность;
  • параноидные идеи;
  • аффективное поведение;
  • стремление к изоляции;
  • расстройства пищевого поведения:
  • странные или эксцентричные поступки;
  • холодность или неадекватность эмоциональных реакций.

Поэтому дети в обязательном порядке нуждаются в психологической коррекции. Ребенок, переживший травматичный опыт, ведет себя особенным образом, на него сложно повлиять обычными воспитательными методами. Справиться с такими проблемами поможет только психолог с релевантным опытом работы.

С какими трудностями сталкиваются приемные семьи

По данным проекта «Если быть точным», примерно в четверти семей приемный ребенок один. Чаще всего берут совсем малышей или дошкольников без особенностей развития. В этом случае замещающие семьи решают те же проблемы, что и родители, воспитывающие кровного ребенка. Часто имеет место определенная тревожность (например, страх раскрытия тайны усыновления), но обычно родители легко справляются с проблемами.

Треть семей имеют одного-двух приемных детей с хроническими болезнями разной степени тяжести, ЗПР, асоциальным поведением, трудностями с учебой, вызванными дефицитом внимания, дислексией, дисграфией. Родители часто испытывают физическую и эмоциональную усталость из-за проблем с адаптацией и социализацией, сталкиваются с негативной реакцией окружающих. Такие семьи нуждаются в поддержке некоммерческих организаций, психологов и специалистов социальной защиты.

Еще треть семей усыновляют/удочеряют одного-двух детей с серьезными психическими проблемами или хроническими заболеваниями. В таких семьях высокая степень эмоциональной напряженности. Родители могут быть недовольны собой, несдержанны и разочарованы, им становится тяжело справляться со своими обязанностями. Помощь специалистов и поддержка единомышленников в этом случае нужна в обязательном порядке.

Небольшое количество семей (примерно 15 %) обычно имеют двух-четырех приемных детей с серьезными заболеваниями и психическими особенностями. К предыдущим проблемам могут добавиться агрессия, воровство, сексуализированное поведение, побеги из дома, злоупотребление алкоголем и курение. Психологическая атмосфера в семье плохая. Распространенные проблемы:

  • отчужденность между членами семьи;
  • ухудшение отношений с кровными детьми;
  • давление со стороны родных и общественное осуждение (педагоги, опека).

Как правило, родители либо не получили объективную информацию о состоянии ребенка, либо переоценили себя. В результате они постоянно находятся в состоянии сильной усталости, не ощущают никакого оптимизма. Многие начинают думать, не было ли ошибкой их решение.

Направления психологической работы

Будущие приемные родители впервые встречаются со специалистом, когда изъявляют желание воспитать в своей семье ребенка с травматичным опытом. Психолог ведет групповые занятия в Школе приемных родителей (ШПР), затем его помощь может потребоваться на этапе адаптации.

Психолог в Школе приемных родителей

Прежде чем стать приемными родителями, кандидаты посещают занятия в ШПР. В течение двух-трех месяцев обучения они проходят тренинги, с глазу на глаз беседуют со специалистами службы опеки на собеседованиях, посещают индивидуальные консультации для приемных родителей.

Многие кандидаты в приемные родители, особенно не имеющие своих детей, думают, что как только ребенок появится, их жизнь полностью изменится. Это действительно так, но обычно представления о будущем у них чрезмерно радостные. Приемным родителям кажется, что новый член семьи будет послушным, беспроблемным и очень благодарным. Психолог в ШПР помогает им расстаться с не соответствующими реальности ожиданиями, которые утверждались в мыслях долгие годы.

Психолог в ШПР помогает понять, есть ли у потенциальных родителей ограничения к тому, чтобы взять ребенка из детского дома, и ресурс. Ограничения могут быть со стороны другого супруга, если это пара, а также со стороны кровных детей, родственников. В случае если только один из супругов принимает решение, а второй с ним соглашается, неизбежны конфликты. Если родственники относятся к этому решению негативно, возможны трудности в дальнейшем.

Психолог помогает кандидатам оценить, имеются ли у них ресурсы для воспитания детей. Для этого необходимо время (например, возможность временно не работать – для женщины), финансовые возможности и эмоциональный ресурс. По итогам консультаций потенциальные родители могут принять обдуманное решение.

Еще одна задача психолога – разработка плана действий на случай, если появятся проблемы. Семья должна знать, что делать, куда и кому конкретно обращаться, где найти поддержку. Психологи объясняют, что нерешаемых проблем практически нет. Главное – вовремя обратиться к специалистам, чтобы вместе найти решение.

Психолог для приемного ребенка

Психолог или психотерапевт в рамках коррекционной работы узнает у родителей диагноз, устанавливает контракт, проводит диагностику. Опираясь на полученную от родителей информацию, специалист может выстроить индивидуальную программу сопровождения.

Своевременная помощь снимает психологические проблемы, оптимизирует развитие ребенка. Психолог или психиатр может предложить специальные упражнения, которые позволят найти телесные и эмоциональные границы, сформировать устойчивую привязанность, решить проблемы с неуспеваемостью и асоциальным поведением.

Психолог для приемных родителей

На этапе адаптации психологическая помощь нужна не только ребенку, но и приемным маме и папе. Они сталкиваются с большим числом бытовых задач и решают юридические вопросы. Замещающая семья взаимодействует с органами опеки, медицинскими работниками, воспитателями и учителями. Кроме коммуникации с внешним миром, им приходится устанавливать внутрисемейные отношения. Помощь психолога может поддержать ресурсы приемных родителей.

Индивидуальная программа комплексного сопровождения

Индивидуальная программа – это комплекс мероприятий, включающий различные реабилитационные меры, направленные на адаптацию в приемной семье, интеграцию в социум, восстановление утраченных социальных связей и формирование устойчивой привязанности. Речь идет не только о психологической помощи. ИПР включает такие аспекты:

  • юридическая помощь: консультации по вопросам законодательства, связанным с приемными семьями, и помощь в решении возникающих юридических вопросов;
  • образовательная программа: тренинги и семинары для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения приемных детей, а также предоставление рекомендаций по выбору образовательных учреждений;
  • медицинская поддержка: сопровождение семьи специалистом, который может помочь в вопросах здоровья;
  • социальная адаптация: помощь в интеграции в общество и развитии социальных навыков;
  • финансовая поддержка: предоставление информации о доступных финансовых ресурсах, таких как пособия и льготы для приемных семей, а также консультации по составлению бюджета и планированию расходов.

Программы адаптации разрабатывают благотворительные фонды, которые занимаются проблемами детей-сирот. Кроме того, ведется просветительская деятельность: в информационных центрах работают психологи, юристы, социальные работники, которые проводят для приемных родителей тренинги, семинары.

Проблемой сиротства занимаются многие благотворительные НКО. Помимо помощи приемным родителям, есть организации, деятельность которых направлена на профилактику сиротства. Например, центр социальной помощи «Диана» поддерживает неполные, многодетные, малообеспеченные семьи. Сотрудники центра помогают семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, найти выход. Поддержать работу центра может каждый желающий. На официальном сайте вы можете оставить разовое денежное пожертвование или оформить регулярный платеж. Ваша поддержка имеет большое значение – позволит центру не только продолжать свою работу, но и запускать новые программы.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?