Сегодня ремесленные профессии переживают второе рождение, однако вряд ли они достигнут былого успеха. И пока идут споры, понадобится ли ручной труд ребенку в будущем, быстрыми темпами развивается так называемая лечебная педагогика, которая через поддержку в освоении навыков ремесленных профессий и ручного труда добивается значительных результатов в деле социализации детей с различными нарушениями.
Для кого открываются школы ремесленников?
Многие благотворительные фонды и организации занимаются реализацией проектов по освоению ручного труда. Проводят мастер-классы, лекции, экскурсии, тематические мероприятия, связанные с ремесленными профессиями. В то же время «лечебная» педагогика рассматривает ручной труд как основной предмет для коррекции девиантного поведения, успешной социализации ребят, оказавшихся в неблагоприятных условиях.
Сегодня НКО оказывают поддержку в освоении навыков ручного труда в основном для следующих категорий:
- детей, оставшихся без родительской опеки;
- детей, имеющих отклонения в физическом, психоэмоциональном развитии;
- несовершеннолетних лиц, которые состоят на учете, воспитываются в малоимущих или многодетных семьях;
- несовершеннолетних лиц, имеющих отклонения в поведении.
Как правило, ребята с перечисленными особенностями имеют трудности в обучении, характеризуются низкой способностью к социальной адаптации, подвержены криминальному влиянию и очень уязвимы. К тому же у них практически отсутствует мотивация к учебному процессу.
Трудовая деятельность, освоение профессиональных ремесленных навыков как раз и призваны скорректировать поведение таких детей и подростков. Ручной труд как нельзя лучше способствует становлению личности ребенка, раскрытию детского таланта и способностей, формированию моральных качеств, а также более успешной социализации.
Основные цели и задачи ремесленных проектов
Основная цель программ, связанных с освоением ручного труда, – создание максимально эффективных условий для успешной социализации детей и подростков, находящихся в группе риска. Это достигается путем проведения специальных занятий, мероприятий и формирования соответствующих компетенций.
Главные задачи подобных проектов:
- обучение тому, как ставить и достигать поставленных целей, планировать свою работу и будущую деятельность;
- помощь в повышении своей самооценки и собственной значимости в обществе;
- своевременное информирование о востребованности ремесленных профессий на современном рынке труда.
Сегодня в России направления ремесленной деятельности активно развиваются. Открываются всё новые центры творчества, школы, галереи. Благодаря их деятельность ребята начинают по-новому оценивать себя и свои способности, раскрывать свой творческий потенциал, не стесняются своих задумок, реализуют собственные проекты, учатся работать в команде и доверять этому миру.
Какие мероприятия проводятся в рамках ремесленных проектов?
Традиционная форма обучения детей и подростков ручному труду – обычные занятия, которые, однако, при помощи опытных педагогов и воспитателей возвращают ребят к истокам – к истории и культуре родного народа, его нравственным качествам, мировоззрению. В ходе таких уроков ребята не только получают ценные знания, но и тренируют память, внимание, развивают мышление и концентрацию.
Помимо традиционных занятий, в рамках ремесленной школы или проекта проводятся следующие мероприятия:
- выезды, например, в детские дома или школы. Здесь организаторы рассказывают о проекте и описывают преимущества участия в нём;
- организация экскурсий в ремесленные центры, музеи, действующие мастерские, заводы и пр.;
- участие в ремесленных ярмарках. Здесь дети могут представить миру свои произведения искусства, продать их заинтересованным клиентам и заработать первые деньги.
Как правило, участие в подобных школах помогает ребятам обрести уверенность, почувствовать себя успешными и выбрать будущую профессию.
Социальная значимость ремесленных проектов
К сожалению, в России с каждым годом растет число подростковой преступности. Из-за низкой способности к адаптации и следования устоявшимся нормам чаще всего связываются с криминальным миром дети из группы риска. В ракурсе этих проблем актуальность ремесленных проектов растет с каждым днем. Обучение в школе ремесел дает возможность трудным или особенным детям (с ограниченными возможностями здоровья) выбрать для себя другой путь.
Освоение навыков ремесленной профессии – как раз тот спасительный якорь, который сможет изменить жизнь трудных детей и подростков к лучшему. Центр социальной помощи «Диана» оказывает поддержку детям, оказавшимся в попечительских учреждениях, а также ребятам из малообеспеченных, неполных, многодетных семей или тех, где родители находятся в трудной жизненной ситуации. Каждый желающих может поддержать работу центра, совершив небольшое пожертвование. В этом мире нет чужих детей. Все они наше будущее, и только вместе мы можем изменить его к лучшему.