Кто такой волонтер-наставник?

Волонтерство

Сегодня по всему миру используются программы наставничества. Большинство детей, принявших участие в подобных проектах, успешно социализировались и нашли свое место в жизни. Кто такой волонтер-наставник и чем он занимается, будет полезно узнать всем, кто задумывается над участием в программах наставничества.

Кто такой волонтер-наставник?

Сегодня не существует точного определения этой профессии. Как правило, волонтер-наставник воспринимается как старший друг, обладающий большим жизненным опытом. Он может помочь ребенку социализироваться, раскрыть свои таланты и определиться с будущей профессией.

В отличие от ментора или учителя волонтер общается со своими подопечными на равных, не обучая их ничему, но только подсказывая, как можно поступить в той или иной ситуации.

Главная задача волонтера-наставника – не ломать ребенка под общепринятые нормы или в угоду чему-то, а помочь раскрыться его личности, определить сильные стороны характера и вывести подопечного в большой и сложный мир взрослых.

Кому нужен волонтер-наставник?

В сфере деятельности наставника находятся дети в возрасте от 8 до 18 лет. Как правило, волонтеры работают с подопечными детских домов, поскольку именно эта категория детей лишена родительского внимания, должного ухода и заботы.

В программах наставничества также участвуют дети-инвалиды, которые в силу своих физических особенностей лишены полноценного общения со сверстниками и взрослыми, ребята из неблагополучных, неполных или многодетных семей, отличающиеся ярко выраженным девиантным поведением и неспособностью адаптироваться к окружающей среде.

Что дает программа наставничества?

Суть программы заключается в том, что ребенку, остро нуждающемуся в социальной помощи, предоставляется наставник, который и сопровождает его в личной и социальной жизни.

Такой подход к воспитанию особенных детей доказал свою успешность во всём мире. Программа наставничества решает целый ряд проблем, с которыми не могут справиться обычные педагоги:

  • Волонтер-наставник дарит ребенку душевную близость, взращивает чувство доверия к себе и окружающему миру.

Этот вопрос особенно актуален для ребят, оставшихся по той или иной причине без попечения родителей. Наставник в его жизни играет роль человека, которому можно довериться в трудную минуту, поделиться тем, что накопилось на душе, или просто попросить совета.

  • Социальная адаптация и подготовка к взрослой самостоятельной жизни.

Волонтер-наставник знакомит подопечных со сложным миром взрослых, учит шаблонам поведения, правильной реакции в разных жизненных ситуациях, планировать, общаться со сверстниками, организовывать свой досуг, ставить цели и достигать их, несмотря на трудности. Дети, большую часть проживающих на закрытых территориях – в больницах или детских домах, понятия не имеют, как ориентироваться во всём многообразии окружающего мира, поэтому они прежде всего нуждаются в помощи наставника.

  • Формирование нравственной культуры человека.

Одна из главных целей волонтера-наставника – привить воспитаннику главные человеческие ценности – любовь, доброту, уважение, сострадание, объяснить важность здорового образа жизни, дружеских отношений, семьи. Кроме того, наставник помогает подтянуть успеваемость, сформировать здоровые социальные связи, привить любовь к каким-либо школьным предметам, спорту, искусству и пр.

Центр социальной помощи «Диана» ведет активную работу с ребятами, которые по той или иной причине оказались на попечении частных или государственных детских учреждений. Мы закупаем развивающие игрушки, обустраиваем жилые помещения, дарим подарки и организовываем праздничные мероприятия на Новый год, Рождество, Пасху. Мы обязательно поздравляем воспитанников наших подопечных детских учреждений с днем рождения, ведь ребятам из детских домов очень важно внимание. Мы на постоянной основе занимаемся сбором денежных средств, которые направляем на нужды наших подопечных. Вы можете поддержать нашу работу, сделав небольшое пожертвование или оформив подписку на регулярные платежи. Мы рады любой помощи.

Встреча наставника с подопечным

В организации регулярных встреч наставника со своим подопечным участвуют все заинтересованные лица – ребенок, его опекун, наставник, куратор программы, руководство образовательного учреждения, между которыми обязательно составляется договор.

Как правило, за организацию встреч, их регулярность и продолжительность отвечает руководство детского дома, где воспитывается ребенок. Обычно администрация соглашается на проведение встреч исключительно на территории учреждения, но со временем разрешает забирать воспитанника под расписку.

Наставник и воспитанник могут отправиться на спортивное мероприятие, выставку, кинотеатр и пр., здесь нет никаких ограничений. Волонтер может даже пригласить подопечного к себе домой и познакомить со своими близкими, если посчитает, что это принесет определенную пользу.

Главное правило успеха в этом деле – регулярные встречи и искренность со стороны наставника. Программы наставничества длятся не меньше года. Как показывает практика, только за это время ребенок может раскрыться и вновь доверять миру.

Многие наставники в начале своей работы начинают, например, задаривать воспитанников подарками. Такой подход не воспитывает в ребенке самостоятельность, а заставляет по-прежнему чувствовать себя жертвой обстоятельств. К тому же многие дети, заметив щедрость со стороны наставника, потихоньку начинают им манипулировать.

Наставник должен действовать таким образом, чтобы воспитанник видел в нём надежного человека, друга, а не денежный мешок или источник исполнения всех желаний.

В случае затруднений волонтер всегда может обратиться за советом к куратору программы. Именно он изначально подбирает пару «ребенок – наставник», координирует весь процесс общения, следит за динамикой развития отношений и консультирует по мере необходимости.

Как стать наставником?

Наставником может стать каждый, кто хочет себя попробовать в этой сфере. Главное условие – возраст от 18 лет и отсутствие судимостей. Также потребуется предъявить справку о состоянии психического здоровья и рекомендации с последнего места работы или от друзей.

Далее всем претендентам предстоит пройти очень жесткий отбор, потому что вопрос безопасности детей и их интересы стоят всегда на первом месте. Руководители программы составляют подробный психологический портрет претендента на основе длительного собеседования, тестирования и анкетирования. Организаторам нужно понять, насколько человек соответствует этой профессии, готов ли он психологически к выполнению обязанностей волонтера-наставника, насколько он ответственен.

Принимая решение стать волонтером-наставником, надо обязательно понимать груз ответственности. Нельзя стать наставником ребенка из детского дома, а через месяц передумать. Такая ситуация может только навредить.

Обычно кураторы программ отдают предпочтение более зрелым личностям, достигшим 25-летнего возраста. Эти люди, как правило, имеют устойчивый взгляд на жизнь, придерживаются четко обозначенных целей и приоритетов. У них за плечами есть жизненный опыт и навык справляться с жизненными трудностями, они эмоционально стабильны и ответственны.

Отбор обычно проходят только 20 % от всех претендентов. Дальше будущих наставников ждет тренинг, в ходе которого опытные психологи рассказывают, как нужно правильно общаться с подопечными, какие можно задавать вопросы, а какие нет, как себя правильно вести в случае неприятия наставника ребенком и пр.

После тренинга идет процесс формирования пар «наставник – ребенок», где учитываются психологические, физические особенности воспитанника и профессиональные навыки волонтера.

Жестких критериев, пожалуй, за исключением психологического фактора, при отборе будущих наставников нет. Однако обычно ими становятся люди в возрасте от 25 до 35 лет. Этой группе людей легче найти общий язык с ребятами, заинтересовать и мотивировать на достижение целей. К тому же люди в этом возрасте активны и обладают широким кругозором, что всегда ценится среди детей.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?