Как предупреждать конфликты волонтеров и как их решать – важные задачи подготовки проектов в работе общественных и благотворительных организаций. Взаимодействие с людьми нередко сопровождается повышением градуса напряжения и психологической нагрузкой. Случаются споры, недовольства, другие ситуации, которые могут угрожать физическому или психологическому здоровью волонтера или подопечного. Прежде чем отправить добровольца выполнять социальные задачи, куратор организации должен провести подготовку кадра и снабдить его основными инструкциями.
Что такое конфликт и почему он возникает
Конфликт – несовпадение убеждений, установок и других категорий, требующих формирования у человека новой позиции. Он может быть:
- внутренний – когда сторонами выступает психика человека и окружающая среда;
- внешний – когда разногласия во взглядах происходят между людьми.
Возможны межгрупповые конфликты, в которых конфликтуют интересы групп, общностей людей, объединенных одинаковой целью.
Противостояния естественны для жизни человека. Они позволяют людям находить общий язык и являются инструментом эволюционного формирования сознания, неотъемлемой частью общества. Ошибочно считать, что конфликт – это обязательно ссора. Часто это ситуация, которая требует поиска новых инструментов взаимодействия со средой.
Конфликты в волонтерстве
Каждый волонтер, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, проходит подготовку. Этим занимается координатор и супервизор (психолог, который помогает адекватно и эффективно пережить психологический опыт добровольчества). В подготовку входит формирование поведения и взаимодействия с людьми, направленного на решение возникающих проблем.
Волонтеры в своей работе могут сталкиваться с открытым негативом и препятствованием их прямым обязанностям. Например, управляющие заведений вполне могут манипулировать добровольцем или отказываться впускать в учреждение. В таких ситуациях необходимо максимально эффективно и безопасно решить проблему.
Техники снижения интенсивности конфликтной ситуации
В психологии существуют конкретные техники и методы взаимодействия, которые способны снизить градус напряжения и создать почву для построения адекватных отношений. Для этого можно использовать:
- «Я – ты сообщение».
Эта техника обмена информацией с человеком направлена на снижение эмоционального заряда в речи. Ее можно использовать для работы с конфликтами с подопечными и членами организаций. В рамках метода необходимо сообщать собеседнику о своих чувствах через трафарет: «Я чувствую (описание чувства, например, злость), когда ты это делаешь, говоришь». Таким образом можно заменить фразу «ты меня злишь».
- «Бутерброд».
Техника предназначена для преподнесения психологически негативной или травмирующей информации. Ее задача – сообщить новость или известие так, чтобы человек не испытывал в моменте яркий негативный набор чувств. Для этого потенциально травматическую информацию помещают в форму двойной похвалы или других позитивных формулировок. Например: «Ты очень точно изображаешь лица на рисунке, но содержание твоих картин выглядит пугающе. Если нам удастся изменить настроения картины, то она вызовет много восхищения у других людей».
- «Благодарность».
Этот метод позволяет моментально снизить градус напряжения у человека, который вступает в конфликтную ситуацию. К нему прибегают, если противостоящая сторона делает резкие замечания. Чтобы сбросить накал и вернуться к спокойному диалогу, можно использовать формулировку: «Спасибо, что указали на мои недостатки» или «Спасибо, что научили меня, как нужно себя вести».
Техники психологической защиты в конфликте необходимы волонтеру для решения потенциально опасных ситуаций в работе как со стороны учреждений, так и подопечных с негативной позицией.
Люди, которые занимаются социально полезной деятельностью, знают, что случаются конфликты волонтеров, и как их нужно решать. Добровольцы должны перед началом своей работы проходить подготовку – так они смогут научиться защищать себя и окружающих, превращая конфликт в почву для конструктивного диалога.
Работа с людьми – это всегда психологическая нагрузка, и совершенно нормально, что не каждый человек готов именно на такой формат волонтерской деятельности. Помогать можно и другими способами, которые совсем не занимают свободного времени. Самый простой путь – пожертвования. Центр социальной помощи «Диана» специализируется на поддержке детей из многодетных, малообеспеченных и неполных семей и для обеспечения своей эффективной работы принимает благотворительную помощь. Пожертвование можно оформить в специальной форме на сайте в пару кликов, перейдя на страницу «Хочу помочь». Даже минимальная сумма имеет большое значение, ведь решить многие социальные проблемы можно только сообща.