Конфликты волонтеров и как их решить: действенные методы для сложных ситуаций

Волонтерство

Как предупреждать конфликты волонтеров и как их решать – важные задачи подготовки проектов в работе общественных и благотворительных организаций. Взаимодействие с людьми нередко сопровождается повышением градуса напряжения и психологической нагрузкой. Случаются споры, недовольства, другие ситуации, которые могут угрожать физическому или психологическому здоровью волонтера или подопечного. Прежде чем отправить добровольца выполнять социальные задачи, куратор организации должен провести подготовку кадра и снабдить его основными инструкциями.

Что такое конфликт и почему он возникает

Конфликт – несовпадение убеждений, установок и других категорий, требующих формирования у человека новой позиции. Он может быть:

  • внутренний – когда сторонами выступает психика человека и окружающая среда;
  • внешний – когда разногласия во взглядах происходят между людьми.

Возможны межгрупповые конфликты, в которых конфликтуют интересы групп, общностей людей, объединенных одинаковой целью.

Противостояния естественны для жизни человека. Они позволяют людям находить общий язык и являются инструментом эволюционного формирования сознания, неотъемлемой частью общества. Ошибочно считать, что конфликт – это обязательно ссора. Часто это ситуация, которая требует поиска новых инструментов взаимодействия со средой.

Конфликты в волонтерстве

Каждый волонтер, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, проходит подготовку. Этим занимается координатор и супервизор (психолог, который помогает адекватно и эффективно пережить психологический опыт добровольчества). В подготовку входит формирование поведения и взаимодействия с людьми, направленного на решение возникающих проблем.

Волонтеры в своей работе могут сталкиваться с открытым негативом и препятствованием их прямым обязанностям. Например, управляющие заведений вполне могут манипулировать добровольцем или отказываться впускать в учреждение. В таких ситуациях необходимо максимально эффективно и безопасно решить проблему.

Техники снижения интенсивности конфликтной ситуации

В психологии существуют конкретные техники и методы взаимодействия, которые способны снизить градус напряжения и создать почву для построения адекватных отношений. Для этого можно использовать:

  • «Я – ты сообщение».

Эта техника обмена информацией с человеком направлена на снижение эмоционального заряда в речи. Ее можно использовать для работы с конфликтами с подопечными и членами организаций. В рамках метода необходимо сообщать собеседнику о своих чувствах через трафарет: «Я чувствую (описание чувства, например, злость), когда ты это делаешь, говоришь». Таким образом можно заменить фразу «ты меня злишь».

  • «Бутерброд».

Техника предназначена для преподнесения психологически негативной или травмирующей информации. Ее задача – сообщить новость или известие так, чтобы человек не испытывал в моменте яркий негативный набор чувств. Для этого потенциально травматическую информацию помещают в форму двойной похвалы или других позитивных формулировок. Например: «Ты очень точно изображаешь лица на рисунке, но содержание твоих картин выглядит пугающе. Если нам удастся изменить настроения картины, то она вызовет много восхищения у других людей».

  • «Благодарность».

Этот метод позволяет моментально снизить градус напряжения у человека, который вступает в конфликтную ситуацию. К нему прибегают, если противостоящая сторона делает резкие замечания. Чтобы сбросить накал и вернуться к спокойному диалогу, можно использовать формулировку: «Спасибо, что указали на мои недостатки» или «Спасибо, что научили меня, как нужно себя вести».

Техники психологической защиты в конфликте необходимы волонтеру для решения потенциально опасных ситуаций в работе как со стороны учреждений, так и подопечных с негативной позицией.

Люди, которые занимаются социально полезной деятельностью, знают, что случаются конфликты волонтеров, и как их нужно решать. Добровольцы должны перед началом своей работы проходить подготовку – так они смогут научиться защищать себя и окружающих, превращая конфликт в почву для конструктивного диалога.

Работа с людьми – это всегда психологическая нагрузка, и совершенно нормально, что не каждый человек готов именно на такой формат волонтерской деятельности. Помогать можно и другими способами, которые совсем не занимают свободного времени. Самый простой путь – пожертвования. Центр социальной помощи «Диана» специализируется на поддержке детей из многодетных, малообеспеченных и неполных семей и для обеспечения своей эффективной работы принимает благотворительную помощь. Пожертвование можно оформить в специальной форме на сайте в пару кликов, перейдя на страницу «Хочу помочь». Даже минимальная сумма имеет большое значение, ведь решить многие социальные проблемы можно только сообща.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?