Естественное желание помочь детям с ограниченными возможностями возникает у благотворительных организаций и частных лиц. Все малыши в разном возрасте болеют и получают травмы, иногда рождаются с инвалидностью. Не всегда родители имеют средства на учебу в особой обстановке, лечение и реабилитацию.
Для таких случаев созданы законодательные положения (ФЗ-273, ФЗ-46, ст. 24), которые гарантируют соблюдение прав несовершеннолетних граждан вне зависимости от состояния их здоровья. Каким бы длительным ни было лечение, образование детей с инвалидностью может быть организовано в дошкольном, основном и профессиональном образовательном учреждении, а также в любой удобной форме с особыми условиями.
Кто нуждается в особом обучении
Законодательный акт об образовании ввел в 2012 году понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Детям с таким статусом необходима организация обучения с особым подходом. Отклонения в здоровье могут быть физические, сенсорные или когнитивные, как врожденные, так и приобретенные, постоянного или временного характера. Недостатки физического или психологического развития ребенка в возрасте от 1 до 18 лет подтверждает ПМПК (психолого-медицинская-педагогическая комиссия).
При выздоровлении или компенсации нарушений статус в любой момент снимается. Оформление ОВЗ происходит для поддержки в школе или детском саду с предоставлением услуг психолога, логопеда, тьютора или обращения в благотворительные фонды для оказания материальной помощи. Ребенку организуют обучение в условиях, которых требует состояние его здоровья. ПМПК дает заключение о ОВЗ, рекомендует по потребностям использовать определенные условия учебы. К распространенным нарушениям относятся:
- утрата разного уровня слуха, зрения;
- ограниченные двигательные способности – врожденные или приобретенные, последствия заболеваний;
- гиперактивное поведение с дефицитом внимания;
- задержка – двигательной активности, последовательности движений, общего психологического положения;
- отсталость в интеллектуальном развитии;
- отклонения речи;
- отсутствие устойчивого эмоционального состояния – личностный регулятивный компонент не сформирован.
Детям с ОВЗ гарантирована государством всесторонняя социальная защита. Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, особенно малообеспеченные, могут рассчитывать и на помощь благотворителей. Например, центр социальной помощи «Диана» поддерживает неполные, малообеспеченные и многодетные семьи. В первую очередь помогаем нашим подопечным выбраться из ситуации, когда денег не хватает на самое необходимое. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь за ней обратиться. На нашем сайте вы найдете всю необходимую информацию. Если вы, наоборот, хотите поддержать наш центр, то вы можете оставить пожертвование в любой сумме.
Признаки для определения ОВЗ
Родителям не стоит заниматься самостоятельным определением сложной скрытой формы нарушения здоровья у ребенка. По результатам диагностики специалисты комиссии оформляют заключение с указанием условий для получения образования. Дети направляются родителями на ПМПК в добровольном порядке. Для обследования комиссией служит комплекс причин, если ребенок:
- долго не ходил и не говорил;
- с трудом разбирается в цветах и конструкциях предметов, сложно ориентируется в пространстве;
- не запоминает простые сведения, с трудом сосредотачивается;
- плохо произносит звуки, обладает бедным словарным запасом;
- неусидчивый или, наоборот, слишком активный, резко меняет настроение;
- не общается со сверстниками, не может установить контакт.
Если комиссия определит, что ребенок отстает в развитии по возрастным нормам, ему на основании диагностики порекомендуют удобную форму обучения.
Где обучают детей с ОВЗ
Здоровье не должно повлиять на образование детей-инвалидов. Это право дано Конституцией РФ, а регулируют создание особых условий учебы законодательные акты. Малолетние ребята с ОВЗ ходят в детские сады, при наступлении школьного возраста – в общеобразовательные и специальные заведения. Родители выбирают метод обучения или сочетают разные способы.
При выборе инклюзивной учебы ребенок ежедневно занимается, интенсивно подключается к деятельности в обществе. Ученик осваивает программу, упражнениями закрепляет информацию. Преподаватели оценивают багаж познаний по индивидуальным работам. При необходимости можно выбрать дневной или вечерний график обучения.
Когда школьник заканчивает учебу, ему выдают аттестат. Дети-инвалиды в школе с инклюзивным уклоном могут:
- рассчитывать на зачисление в класс, оснащенный всеми специальными приспособлениями, где занимаются под наблюдением тьюторов;
- учиться по полному формату в одном классе со здоровыми учениками, участвовать в различных мероприятиях;
- совмещать школьное обучение с домашним, участвовать в общественных развлечениях, длительность занятости рекомендует ПМПК;
- при точечном обучении ученик приходит на внеклассные занятия.
Инклюзия способна помочь детям-инвалидам в социализации, избавляет ребенка от чувства ущемленности, угнетенного состояния, он свободно общается с одноклассниками.
Для домашнего обучения предусмотрены два типа программ с приглашением преподавателей на дом:
- если применяется общий режим, ученик проходит курс аналогично одноклассникам. Только все занятия, проведение контрольных и экзаменов проходят в домашней обстановке, длительность уроков зависит от состояния здоровья школьника. Когда заканчивается надомное обучение детей с ОВЗ, по завершении учебной программы им выдают такой же аттестат, как и здоровым ученикам;
- при вспомогательной учебе педагоги разрабатывают специальную программу с учетом здоровья ученика. По окончании учебного процесса в аттестате указывают формат специализации.
Семейное обучение требует разработки индивидуального режима учебы с программой, на родителей ложится организация процесса и согласование с местной администрацией. Обучать могут родственники, если имеют соответствующую компетенцию, популярность приобрела дистанционная форма обучения с привлечением опытных преподавателей. Ребенок использует устройства, подключенные к интернету, может составить график занятий, согласовать с учителем удобный режим. Сдают промежуточные экзамены в прикрепленной школе или в платных онлайн-заведениях.
Особая учебная деятельность
Психологи и педагоги исследовали поведение школьников с отклонением в психофизическом развитии. Труды ученых позволили выявить учебную деятельность учеников с ОВЗ с характерными свойствами:
- снижена мотивация. Ученики теряют интерес к учебе. На это влияют индивидуальность школьника, трудность понимания материалов, отсутствие положительных оценок. Ребенок относится к себе с завышенной или заниженной самооценкой. Когда ученик не получает хороших отметок, мотивация к учебе снижается;
- особое восприятие и внимание. Низкое развитие волевой области уменьшает целенаправленную деятельность. Мальчик или девочка с трудом концентрирует внимание, не может быстро переключиться на другую работу, не воспринимает информацию, не может ее анализировать, поэтому долго выполняет задания;
- память. Не запоминается материал, не принадлежащий к повседневному опыту. Детям с ОВЗ необходимо повторять учебную информацию, чтобы запомнить материал, они нуждаются в подсказках, так как не обладают развитой кратковременной памятью;
- мышление наглядно-действенное. С трудом решают задачи, где требуется абстрактное мышление и анализ. Обобщают сведения, когда формулируют выводы.
Дети с нарушениями здоровья не обладают познавательной активностью. Им не нужны знания, потому что они не представляют, как новыми познаниями пользоваться. Нет интереса к учебе – они воспринимают ее как неприятную обязанность, которая тяготит и мешает заниматься своими делами.
Особых детей с ОВЗ и инвалидностью обучают по специальным методикам. Учителям и родителям приходится:
- четко объяснять задания;
- контролировать выполнение уроков;
- повторять школьнику условия домашней работы;
- обеспечить технические средства для учебы;
- находиться поблизости при объяснении;
- подготавливать ученика к изменению деятельности;
- последовательно менять рабочие процессы;
- чередовать занятия с физкультурными паузами;
- предоставлять время на окончания задания;
- использовать лист для упражнения с минимальным заполнением специально пропущенных слов;
- дополнять печатные материалы аудио- и видеоформатом;
- обеспечивать учеников копиями заданий, которые написаны на доске;
- ставить оценки в индивидуальном порядке;
- использовать индивидуальную шкалу оценок по успехам и затраченным силам;
- оценивать каждый день работы, чтобы вывести четвертную отметку;
- разрешать переделать задание, если ученик не смог выполнить правильно;
- оценивать исправленную работу.
Ученики требуют особого отношения, так как у каждого свои образовательные потребности. Формирование учебного пространства создается на основе семейных традиций и условий в образовательном заведении. При нарушениях в развитии ребенок выпадает из социального и культурного положения. Отклонения образуются не из-за биологического неблагополучия: на это влияют условия жизнедеятельности с социальной недостаточностью.
Организация образования детей-инвалидов или детей с ОВЗ – это комплексное обеспечение адекватных условий, которые предусмотрены специальными образовательными стандартами для лечения, воспитания, обучения и социальной адаптации. По характеру потребностей, свойственных школьникам с проблемным здоровьем, на основании рекомендаций ПМПК администрации учреждения необходимо:
- организовать особые условия для учебы при обнаружении первичных нарушений в развитии;
- ввести в программу специальный материал, которого нет в общеобразовательной школе для обычных учеников;
- применять специальную методику, включая компьютерную технологию;
- обеспечить индивидуализацию учебы по максимуму;
- предоставить школьнику образовательную среду с пространственной и временной организацией.
В образовательной программе нужно предусмотреть помощь родителям для освоения практических навыков по воспитанию и обучению ребят с инвалидностью.
Как повысить мотивацию к учебе
На успех в учебе влияет объективная оценка состояния ребенка и родительское подключение к учебному процессу. Детям с ОВЗ необходимо активно помогать выполнять домашние задания, быть на связи с учителями, постоянно интересоваться успеваемостью. Психологи рекомендуют:
- разработать дневной график с четким распределением времени на уроки и отдых, чтобы ученик ориентировался во временном пространстве и не перегружался;
- контролировать действия, подсказывая, не забыл ли ученик что-то прочесть или написать. Школьник должен сам собирать портфель, не забывать посещать логопеда. Ненавязчивый контроль содействует выработке опыта самоконтроля, периодические подсказки помогут приобрести навыки;
- отмечать успехи в учебе. Положительные факторы формируют позитивную самооценку, повышают мотивацию к учебе;
- развивать активность к познанию. Необходимо доказать, что получать новые знания не только интересно, они пригодятся в дальнейшем для освоения профессии.
Не нужно пропускать коррекционные уроки. Специалисты помогут развить когнитивные способности, коммуникативные навыки. Необходимо подобрать занятия, интересные ребенку, это увеличивает эмоциональную разгрузку, формирует социализацию с бытовыми навыками, повышает общее развитие. К примеру, совместное приготовление обеда, просмотр фильма, рисование или пение, посещение детского бассейна.
Как преодолеть проблемы в обучении детей с ОВЗ
В настоящее время происходит тревожное увеличение в стране количества детей со слабым здоровьем. Девочкам и мальчикам ОВЗ создает преграды для освоения образовательной программы без специального обучения. Нарушения в развитии ограничивают ребят в приобретении социализации. Они не общаются со сверстниками, но ощущают недоброжелательное отношение, настороженно относятся к окружающему миру. Обеспечение таких ребят качественным образованием – актуальная проблема. Для создания полноценной жизни необходима организация оптимальных условий, взрослым придется интегрировать ребенка в среду со здоровыми сверстниками. Оснащение необходимыми элементами требует комплексного подхода, полной отдачи сил и умения всех, участвующих в процессе. В инклюзивном образовании много проблем:
- отсутствуют подготовленные кадры;
- педагогический состав раньше не обучал детей с проблемным здоровьем, не обладает нужными методиками и опытом;
- учителя без квалификации не могут вовлечь ребят в образовательный процесс;
- отсутствует нормативно-правовая база для определения численности детей, времени их занятости;
- нет обучающей литературы коррекционного типа.
Не каждое образовательное учреждение может приобрести специальное оборудование в виде кресел, столов, корректоров осанки и тактильных панелей. Государство финансирует учебные заведения, готовые принять учеников с ОВЗ и группой инвалидности, но этих средств не хватает. Существенную помощь оказывает благотворительность неравнодушных граждан. Острый вопрос стоит в недостатке специалистов, отсутствуют дефектологи, сурдологи. Организация полноценного коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья возможна, если будет слаженная совместная работа всего коллектива.
Необходимо проводить работу с родителями, которые не рады соседству с ОВЗ своего здорового ребенка. Неоднозначно поведение одноклассников. Инвалид с нормальным умственным развитием с легкостью освоит школьный материал, учится хорошо. Но сверстники могут создавать негативные условия своим отношением. Случается и наоборот, всё зависит от родительской и педагогической позиции. Если они создадут в классе благоприятную обстановку, то ученики сами не позволят оскорблять ученика с ограниченными возможностями, становятся первыми его защитниками и покровителями.
Для организации обучения учащихся с ОВЗ в учреждении принимают меры по обязательному обустройству:
- пандусов для колясочников, подъемников на верхние этажи;
- ступеней – их окрашивают в яркий цвет, чтобы заметили слабовидящие ученики;
- держателей и поручней на стенах;
- напольной поверхности – ее облицовывают рельефным покрытием;
- парт – на них устанавливают регулируемые столешницы;
- сигнальных ламп для детей со слабым слухом;
- учебных кабинетов – в них устанавливают наушники и акустические приборы.
Необходимо переоборудовать столовую, раздевалку, туалет, спортивный зал. Это неполные мероприятия, предстоит многое сделать, чтобы школьники с проблемным здоровьем не ощущали неудобств, были обеспечены поддержкой для достижения успехов в учебе. Для получения полноценного образования дети должны расти в обществе, дружить с одноклассниками, жить и развиваться наравне со здоровыми детьми. Государство направляет средства для покупки:
- специальных учебников;
- учебных пособий;
- дидактических материалов;
- технических устройств.
С особыми детьми занимаются под присмотром опытных тьюторов.
Внимание должностных лиц
Министр просвещения РФ утвердил комплекс приоритетных направлений, разработанный для обеспечения граждан с ОВЗ и инвалидностью приемлемыми условиями при получении образования. Анализ образовательной системы выявил проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Недостаточно:
- развиты организации для оказания ранней коррекционной помощи детям;
- в регионах инклюзивных образовательных учреждений;
- построена преемственность между образовательных уровней;
- готовы учебные заведения для внедрения инклюзивного метода.
Для организации достойного обучения предстоит разработать и внедрить на практике научно обоснованные подходы. Методология приоритетного направления разработана с целью усилить жизненный стандарт граждан с инвалидностью и ОВЗ. Для этого необходимо предоставить образование высокого качества людям с ограниченными возможностями, чтобы учащиеся были социально адаптированы, интегрированы, были способны самореализоваться.