Как делать добро и зарабатывать социальным проектом, точно знают создатели социального бизнеса – предприниматели, для которых основной целью коммерческой деятельности является не получение прибыли, а возможность сделать мир лучше. Практика показывает – практически каждый человек готов поддержать такой бизнес, но социальным компаниям всё равно приходится постоянно балансировать между помощью нуждающимся и необходимостью зарабатывать деньги, чтобы продолжать работу.
Как зарабатывают благотворительные фонды и НКО
Для реализации благотворительных проектов фонду необходимы средства. Но не каждая НКО может похвастаться дружбой с крупным спонсором, который регулярно жертвует солидные суммы. Основные источники финансирования:
- Пожертвования от частных лиц и бизнеса. Показатели вовлеченности людей в благотворительные инициативы год от года увеличиваются.
- Гранты и субсидии от государства. Чтобы получить финансирование, нужно выиграть конкурс. Каждая НКО активно занимается поиском возможностей для получения грантов и субсидий, разрабатывает социальные проекты, которые высоко могут оценить эксперты.
- Корпоративное партнерство. Многие компании готовы системно поддерживать благотворительную деятельность деньгами или делом (например, привлекать сотрудников к волонтерству).
- Фандрайзинг-мероприятия. Благотворительные мероприятия и фандрайзинговые акции привлекают общественное внимание к социальным проблемам и позволяют собирать средства.
Фондам важны любые пожертвования. Но регулярные поступления дают некоторую определенность и позволяют планировать работу на несколько месяцев вперед.
НКО могут вести коммерческую деятельность, но прибыль использовать для покрытия административных расходов (аренда, зарплаты, техника) и финансирования благотворительных проектов. Например, некоторые благотворительные организации продают открытки и сувениры, сделанные вручную их подопечными – людьми с ментальными расстройствами и ограниченными возможностями здоровья.
Еще коммерческие организации могут заниматься общеполезной деятельностью и официально зарабатывать деньги. Это не мешает им получать гранты. Например, в пансионатах для престарелых затраты на содержание людей, которых официально признали нуждающимися в уходе, частично субсидируются из бюджета, а за других платят родственники.
Социальное предпринимательство в России
Социальное предпринимательство – бизнес, в котором нужно найти баланс между коммерческой составляющей и желанием делать добро. Чтобы компанию признали субъектом социального предпринимательства, нужно соответствовать минимум одному из следующих условий:
- продавать товары, созданные лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- трудоустраивать социально уязвимые категории граждан, например одиноких пенсионеров, инвалидов, выпускников детских домов до 23 лет, малоимущих, одиноких и многодетных родителей;
- производить товары или оказывать услуги социально уязвимым группам людей;
- решать социальные проблемы.
Например, НКО «Катаржина» разрабатывает инвалидные коляски, которые позволяют людям, не имеющим возможности передвигаться самостоятельно, вести активный образ жизни: заниматься разными видами спорта, включая фехтование, танцы, бадминтон и даже единоборства. Более 50 % сотрудников составляют люди с ограниченными возможностями здоровья, часть из них – сами пользователи колясок.
Множество людей готовы поддержать благотворительные инициативы, но не знают, как это сделать. Кто-то боится перечислять деньги, но может помогать делом, а другие готовы сделать пожертвование, но не знают, как найти надежный благотворительный фонд. К какому бы типу вы ни принадлежали – центру социальной помощи «Диана» важна и необходима любая помощь. Обращайтесь в центр и в том случае, если вам самим нужна помощь – мы готовы рассматривать заявки.
Так как делать добро и зарабатывать социальным проектом действительно очень сложно – в благотворительности нет больших денег для организаторов, – социального бизнеса в России пока немного. Но привлечение внимания к теме благотворительности и государственная поддержка понемногу меняют картину к лучшему.