Экосистема инвестирования в благотворительность

НКО

Главная проблема НКО, с которой сталкиваются предприниматели, – нехватка финансов. Пожертвования и инвестиции – один из немногих денежных источников для фондов, и если с ними возникла проблема, существование организации находится под угрозой.

Способ решения и предотвращение этой проблемы – грамотно выстроить экосистему инвестирования в благотворительность для потенциальных спонсоров.

Какие проблемы есть у всех НКО

Согласно Министерству юстиции, в России зарегистрировано более 19 000 благотворительных фондов, специализирующихся на разных видах помощи: детям, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, животным и на других направлениях. Все они сталкиваются с проблемами, которые неизменно возникают при создании НКО.

Неэффективное финансовое управление

Неэффективное финансовое управление может возникнуть по ряду причин начиная от финансовой безграмотности вплоть до смены руководства и изначально неправильной финансовой политики.

Какие факторы говорят о неэффективном финансовом управлении:

  • у вас нет четкой финансовой стратегии, описанной в бизнес-плане;
  • бизнес расширяется и масштабируется, но капитал и количество спонсоров не увеличивается;
  • постоянные долги, которые не получается погасить за счет средств НКО;
  • высокие издержки, «съедающие» большую часть капитала;
  • нерегулярные доходы – вы не можете хотя бы примерно рассчитать, какую сумму получите в следующем месяце;
  • нет оценки рисков – вы не анализируете и не фиксируете, с какими проблемами может столкнуться организация в ближайший месяц/квартал/год.

Если вы отметили для себя большинство или часть пунктов, следует пересмотреть финансовое управление. Разработайте бюджет, в рамках которого будут распределяться средства, составьте бизнес-план, внедрите систему учета и управления рисками. НКО не получает прибыли, но всё еще должна фиксировать доходы и расходы, чтобы оставаться на плаву.

Зависимость от одного источника финансирования

Фонд может получать пожертвования, но нестабильные. Именно за счет регулярных взносов существует и развивается НКО. Для этого фонды подключают ежемесячные подписки на небольшую сумму, в среднем 200–500 рублей. Для потенциального филантропа или волонтера эти деньги не ударят по бюджету, а вот для самого фонда станут стабильным финансовым потоком.

Другая ситуация: организация получает финансирование в достаточном объеме, но от одного источника, например компании-партнера. Компания уходит, и фонд остается без какой-либо поддержки.

По такому же принципу работают гранты – нельзя полностью полагаться только на них. Чтобы обеспечить финансирование за счет грантов, нужно постоянно их отслеживать, регулярно участвовать и каждый раз побеждать. В большинстве случае это невозможно. Гранты могут стать дополнительной поддержкой, но не постоянным источником инвестиций.

В идеале совмещать несколько вариантов: подключить регулярные пожертвования, привлекать инвесторов и подавать заявки на гранты.

Игнорирование маркетинга и маркетинговых мероприятий

Рекламные мероприятия, акции и тематические события – основа, которая привлекает внимание спонсоров и инвесторов. НКО просто не заметят, если она не начнет заявлять о себе, рекламироваться и рассказывать о своей деятельности.

Какие мероприятия может устроить благотворительная НКО:

  • акции и забеги;
  • тематические конкурсы и праздники;
  • вебинары и лекции, например о проблеме ВИЧ/СПИД, алкогольной и наркотической зависимости, домашнего насилия и т. п.;
  • дни открытых дверей;
  • закрытые вечеринки для спонсоров и инвесторов.

Эффективный канал для маркетинга и взаимодействия с аудиторией – социальные сети. Обзаведитесь сайтом с описанием услуг и информацией о компании, рассказывайте о проводимых событиях и деятельности НКО на страницах в соцсетях.

Игнорирование маркетинга – это потеря потенциального финансирования, доноров и спонсоров.

На что развиваться фондам

Прямое финансирование от волонтеров и спонсоров – не единственный способ получения средств НКО. Разберем, на какую еще поддержку могут рассчитывать благотворительные организации.

Государственные гранты

Государственные гранты – это финансовая поддержка, предоставляемая госорганами на реализацию конкретных проектов, программ или инициатив. Проходит в формате конкурса, то есть грант предоставляют выборочно. Как правило, выделяют 5–10 мест на всех участников.

Для участия в конкурсном отборе нужно отправить заявку, в которой подробно указана информация о фонде, роде его деятельности и целях. Желательно представить конкретный проект, который был разработан вашей организацией. Четко пропишите, в чём его плюсы, какую социальную проблему решает, какие перспективы открывает.

В среднем сумма грантов для НКО начинается от 100 тыс. рублей и достигает 1 млн. Проверяйте актуальный список грантов на сайте «Гранты.рф» по региону регистрации фонда.

Получить конкурсную выплату можно только в районе регистрации НКО.

Субсидии и финансовая поддержка

Субсидии – это возмещение государством конкретных трат и издержек, например по налогам или для закупа оборудования.

Фонд может подать заявку на получение субсидий и господдержки при нескольких условиях:

  • имеет официальную регистрацию на территории РФ;
  • ведет полную финансовую отчетность о своей деятельности;
  • деятельность организации соответствует ее целям.

Решение по выплатам или возмещению затрат принимает Социальный фонд РФ или государственный орган, предоставляющий субсидию.

Предоставление дополнительных услуг

Предоставление товаров и услуг – дополнительная возможность увеличить капитал и покрыть основные расходы.

Какие виды товаров и услуг может реализовать фонд:

  • образовательные программы: семинары, мастер-классы и тренинги для целевой аудитории;
  • психологическая поддержка. Консультации от профессионального психолога для людей, которые столкнулись со сложностями, но при этом не подопечные фонда;
  • юридическая помощь: консультации и решение правовых вопросов;
  • исследования и аналитика. Фонды могут проводить соцопросы, собирать статистику в своей сфере и предоставлять ее организациям, которые в этом нуждаются;
  • информационные продукты: курсы, обучения, платные вебинары;
  • продажа информационных продуктов: книг, методичек, подписок;
  • продажа мерча – одежды с символикой фонда или вещей, сделанных подопечными фонда вручную.

Важно: полученные средства должны быть потрачены либо на благотворительность, либо на развитие НКО. Деньги с предоставления услуг и продажи товаров благотворительного фонда нельзя тратить на личные цели.

Виды деятельности, связанные, например, с медицинскими и юридическими услугами, должны быть лицензированы и зафиксированы в уставе.

Онлайн-платформы и краудфандинг

Краудфандинг – это метод финансирования, при котором деньги собираются от большого числа людей через интернет-платформы. Вместо того чтобы обращаться к одному или небольшому числу инвесторов, проектные инициаторы охватывают широкую аудиторию, предлагая им стать спонсорами или донорами и на постоянной основе делать небольшие взносы.

Популярные краудфандинговые платформы:

  • Planeta.ru – одна из крупнейших краудфандинговых платформ в стране;
  • Boomstarter – российский аналог Kickstarter;
  • Dobro Mail.ru – реализуется через «ВКонтакте»;
  • «Добро.ру»;
  • Boosty – универсальная платформа, на которой можно создавать контент для подписчиков и монетизировать через подписку.

Или создайте единую платформу самостоятельно. Через нее волонтеры и доноры могут направлять пожертвования или оставлять заявку на оказание помощи – гуманитарной, медицинской, психологической и т. д. Просто оформить карту, привязать ее к счету фонда и распространять реквизиты – не самый удобный и практичный вариант, хотя можно совместить оба.

Краудфандинговая система реализована и на сайте центра социальной помощи «Диана». Вы можете оформить ежемесячные пожертвования на любую сумму. Все полученные средства направляются на поддержку малообеспеченных семей с детьми, инвалидов, пенсионеров и других слабозащищенных граждан. Центр активно сотрудничает с детскими попечительскими учреждениями, оказывает адресную помощь. Главная цель центра «Диана» – помочь своим подопечным достичь социально приемлемого уровня жизни.

Куда можно потратить грант на развитие

Как правило, гранты можно направлять только на цели, которые были заявлены. Для грантов характерен целевой расход. Это значит, что потратить средства можно только на конкретную организацию, не пытаясь купить личное имущество или реализовать другим способом, не связанным с тратами на НКО.

На что нельзя тратить грант:

  • цели, не связанные с деятельностью организации;
  • приобретение недвижимого имущества, строительство новых зданий;
  • приобретение алкогольной и табачной продукции;
  • на товары – предметы роскоши;
  • расходы на финансирование политических партий, организаций, компаний, проведение митингов и политических акций;
  • погашение задолженностей получателя гранта, не организации;
  • любые личные расходы.

Отчетность – обязательное условие предоставления гранта. Нецелевое использование гранта преследуется по ст. 15.14 КоАП РФ и ведет к административной ответственности и штрафу.

Какие результаты дают инвестиции в развитие

Инвестиции в развитие – это всё, что вы тратите не на подопечных, а на улучшение самой НКО: новая техника, ремонт, обновление мебели и интерьера и т. п.

Что дает инвестирование в развитие в долгосрочной перспективе:

  • расширение области деятельности. Фонд может начать работу в новой области или углубиться в основную. Например, не просто собирать средства на пожертвования в фонды для животных, а открыть полноценную бюджетную клинику с помощью от квалифицированных ветеринаров;
  • улучшение программ и проектов. Например, появится возможность вложиться в рекламу, чтобы пропиарить действующие благотворительные акции;
  • увеличение эффективности. Поможет оптимизировать деятельность фонда;
  • развитие инфраструктуры: организация парковки, пандусов для инвалидов, технического оснащения здания и работы сотрудников;
  • укрепление кадровой базы. Можно инвестировать в обучение, поддержку и развитие сотрудников и волонтеров. Появится возможность нанять квалифицированных специалистов, если это необходимо;
  • повышение узнаваемости и репутации за счет акций, ярмарок и других PR-мероприятий;
  • устойчивость и финансовая стабильность, которые обеспечат деятельность НКО в долгосрочной перспективе, и помогут быстрее реализовать поставленные цели.

Инвестирование в развитие поможет добиться более значимых и долгосрочных результатов, а также повысит конкурентоспособность и стабильность НКО.

Грамотно выстроенная экосистема инвестирования – важный инструмент для решения социальных проблем. Она обеспечивает устойчивое и эффективное финансирование благотворительных инициатив вашего фонда и решает проблему с нехваткой спонсоров и источников финансирования.

admin
Оцените автора
blog

    Хотите помочь или нужна помощь?