Инвестирование в социальные стартапы

НКО

Социальные стартапы – это коммерческие проекты, цель которых – решение важных социальных проблем через инновационные подходы и бизнес-модели. Создать собственный стартап может как благотворительный фонд, так и просто заинтересованный человек – волонтер, донор, инвестор.

Стартапы социальной направленности отличаются от стандартных тем, что делают упор не на получение дохода, а на помощь людям и окружающему миру: детям, инвалидам, многодетным семьям, зависимым, жертвам домашнего насилия, животным. В основе идеи привлечь внимание к проблеме, а уже потом извлечь прибыль.

Разберем, как работают социальные стартапы и почему в них выгодно инвестировать.

Виды социальных стартапов

Виды стартапов отличаются по сфере и направлению деятельности. Основные из них:

  • здравоохранение: бесплатные консультации, оказание медицинских услуг и помощи. Пример: ежегодный тест на ВИЧ, проводимый в рамках программы «Стоп ВИЧ/СПИД»;
  • образование. Пример: «Академия Хана» – образовательная НКО с бесплатными уроками и материалам по разным дисциплинам;
  • экология. Организация The Ocean Cleanup – занимается разработкой технологий для очистки океанов от пластиковых отходов;
  • улучшение финансового положения населения. Пример: Kiva – платформа микрофинансирования, которая связывает заемщиков в развивающихся странах с инвесторами со всего мира;
  • равенство и борьба с дискриминацией. Пример: Girls Who Code – некоммерческая организация, цель которой – повышение участия девочек в области программирования и развития технологий;
  • повышение качества жизни инвалидов. Компания e-NABLE – сообщество и организация, которые используют 3D-печать для создания протезов для людей с физическими ограничениями;
  • нехватка воды. Water.org – некоммерческая организация-стартап, которая работает над обеспечением доступа к чистой воде и санитарии в развивающихся странах;
  • интеграция беженцев. Пример: Refugee Text – платформа, которая позволяет беженцам вести бизнес и предоставлять услуги в новой стране через SMS;
  • поддержка пожилых людей. Пример: Airbnb для пенсионеров, Nesterly – сервис доступного жилья, SteadyMD – онлайн-консультации врачей для пожилых;
  • социальное питание. Пример: FoodCloud – платформа, на которой рестораны и заведения общепита могут поделиться едой с голодающими и бедными.

При выборе стартапа для инвестиций опирайтесь на личные предпочтения и взгляды. Ответьте на вопросы: кому вы хотите помочь, с какой целью, какую проблему хотите решить и чего ожидаете от проекта?

Преимущества инвестирования в социальные стартапы

Главный плюс, на который опираются инвесторы, – потенциал высокой доходности. Если стартап станет успешным, прибыль не заставит себя долго ждать.

Другие преимущества:

  • поддержка социальных целей. Инвестирование позволяет обычным людям активно участвовать в решении общественно-важных проблем и поддерживать проекты, которые считают важными для общества;
  • участие в сообществе. Вложения в благотворительные инициативы связывают инвесторов с единомышленниками и активистами;
  • личное удовлетворение. Инвестируя в фонды и стартапы, вы вносите вклад в решение глобальных проблем;
  • разнообразие портфеля. Может быть частью диверсификации инвестиционного портфеля.

Большинство крупных компаний активно вкладывается в благотворительность – это напрямую влияет на их статус и репутацию.

Лидер российского рынка по объему затрат на благотворительность – Сбер. В 2022 году сумма вложений составила 6,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2012 году было вложено 1,8 млрд рублей.

Риски при инвестировании в социальные стартапы

Главный риск инвестирования в социальные стартапы – отсутствие гарантии окупаемости и доходности. Инвестор не может быть уверен на 100 %, что его вложения принесут пользу и не будут утеряны, например, если стартап не справится с конкуренцией и не сможет выполнить поставленные задачи.

К каким рискам нужно быть готовым при работе со стартапами:

  • финансовая неустойчивость;
  • конкуренция и изменения на рынке;
  • долгое ожидание – стартапу нужно время на реализацию;
  • исход зависит не от вас. Вы не можете контролировать успех проекта напрямую;
  • сложности с масштабированием, даже при хорошем старте;
  • политические и регуляторные риски: изменения в законодательстве, уменьшение государственной поддержки и грантов, за счет которых держатся стартапы;
  • зависимость от финансирования. Стартап должен привлекать дополнительные инвестиции и не зависеть от одного источника.

Более 20 % проектов терпят неудачу в первый год, 50 % – через 5 лет, 70 % – к концу десятилетия. Вы должны изначально понимать, что для поддержания стабильности стартапа вложения должны постоянно увеличиваться.

Как инвесторам обезопасить себя от ненадежных вложений

Единственное, как инвестор может обезопасить себя от невыгодных и рисковых инвестиций, – провести подробный анализ организации, ее целей и деятельности. Как это сделать:

  1. Изучите бизнес-модель стартапа. Оцените, как компания будет зарабатывать деньги и какова реалистичность этих прогнозов.
  2. Изучите рынок, на котором действует проект: конкуренции, потребительский спрос и перспективы роста.
  3. Исследуйте опыт и квалификацию ключевых участников команды: организаторов, руководителей, волонтеров.
  4. Проанализируйте финансовое состояние организации, его обязательства и финансовую устойчивость. Изучите, сколько времени компания может протянуть без дополнительных инвестиций.
  5. Демонстрация продукта/услуги. Если это возможно, посмотрите, есть ли у стартапа рабочий прототип продукта и что он из себя представляет.
  6. Проверка социальной миссии – она должна соответствовать идеям и сфере деятельности.
  7. Запросите детальную информацию о предыдущих инвестициях в стартап, если таковые имеются.
  8. Проведите анализ возможных рисков и рассмотрите возможность их устранения. Это поможет лучше понять потенциальные угрозы и их вероятность.

Инвестирование в социальные стартапы – выгодный вариант вложений, но при условии, что вы просчитали все риски и подробно ознакомились с организацией. Проект должен быть не только выгодным, но и соответствовать вашим идеям и принципам. Тогда вы будете лучше понимать, действительно ли стартап решает чью-то проблему или стоит присмотреться к другому проекту.

Если вы хотите принять участие в благотворительности, центр социальной помощи «Диана» будет рад вашей поддержке. Мы помогаем малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам и другим слабозащищенным категориям граждан выбраться из ситуации, когда не хватает средств даже на самое необходимое. Мы реализуем различные программы, например ежемесячно объявляем сбор на покупку еды и гигиенических наборов для наших подопечных. На сайте можно внести пожертвование на любую сумму или оформить регулярный платеж. Ваша помощь поможет нашему центру продолжать свою работу.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?