Социальные стартапы – это коммерческие проекты, цель которых – решение важных социальных проблем через инновационные подходы и бизнес-модели. Создать собственный стартап может как благотворительный фонд, так и просто заинтересованный человек – волонтер, донор, инвестор.
Стартапы социальной направленности отличаются от стандартных тем, что делают упор не на получение дохода, а на помощь людям и окружающему миру: детям, инвалидам, многодетным семьям, зависимым, жертвам домашнего насилия, животным. В основе идеи привлечь внимание к проблеме, а уже потом извлечь прибыль.
Разберем, как работают социальные стартапы и почему в них выгодно инвестировать.
Виды социальных стартапов
Виды стартапов отличаются по сфере и направлению деятельности. Основные из них:
- здравоохранение: бесплатные консультации, оказание медицинских услуг и помощи. Пример: ежегодный тест на ВИЧ, проводимый в рамках программы «Стоп ВИЧ/СПИД»;
- образование. Пример: «Академия Хана» – образовательная НКО с бесплатными уроками и материалам по разным дисциплинам;
- экология. Организация The Ocean Cleanup – занимается разработкой технологий для очистки океанов от пластиковых отходов;
- улучшение финансового положения населения. Пример: Kiva – платформа микрофинансирования, которая связывает заемщиков в развивающихся странах с инвесторами со всего мира;
- равенство и борьба с дискриминацией. Пример: Girls Who Code – некоммерческая организация, цель которой – повышение участия девочек в области программирования и развития технологий;
- повышение качества жизни инвалидов. Компания e-NABLE – сообщество и организация, которые используют 3D-печать для создания протезов для людей с физическими ограничениями;
- нехватка воды. Water.org – некоммерческая организация-стартап, которая работает над обеспечением доступа к чистой воде и санитарии в развивающихся странах;
- интеграция беженцев. Пример: Refugee Text – платформа, которая позволяет беженцам вести бизнес и предоставлять услуги в новой стране через SMS;
- поддержка пожилых людей. Пример: Airbnb для пенсионеров, Nesterly – сервис доступного жилья, SteadyMD – онлайн-консультации врачей для пожилых;
- социальное питание. Пример: FoodCloud – платформа, на которой рестораны и заведения общепита могут поделиться едой с голодающими и бедными.
При выборе стартапа для инвестиций опирайтесь на личные предпочтения и взгляды. Ответьте на вопросы: кому вы хотите помочь, с какой целью, какую проблему хотите решить и чего ожидаете от проекта?
Преимущества инвестирования в социальные стартапы
Главный плюс, на который опираются инвесторы, – потенциал высокой доходности. Если стартап станет успешным, прибыль не заставит себя долго ждать.
Другие преимущества:
- поддержка социальных целей. Инвестирование позволяет обычным людям активно участвовать в решении общественно-важных проблем и поддерживать проекты, которые считают важными для общества;
- участие в сообществе. Вложения в благотворительные инициативы связывают инвесторов с единомышленниками и активистами;
- личное удовлетворение. Инвестируя в фонды и стартапы, вы вносите вклад в решение глобальных проблем;
- разнообразие портфеля. Может быть частью диверсификации инвестиционного портфеля.
Большинство крупных компаний активно вкладывается в благотворительность – это напрямую влияет на их статус и репутацию.
Лидер российского рынка по объему затрат на благотворительность – Сбер. В 2022 году сумма вложений составила 6,8 млрд рублей. Для сравнения: в 2012 году было вложено 1,8 млрд рублей.
Риски при инвестировании в социальные стартапы
Главный риск инвестирования в социальные стартапы – отсутствие гарантии окупаемости и доходности. Инвестор не может быть уверен на 100 %, что его вложения принесут пользу и не будут утеряны, например, если стартап не справится с конкуренцией и не сможет выполнить поставленные задачи.
К каким рискам нужно быть готовым при работе со стартапами:
- финансовая неустойчивость;
- конкуренция и изменения на рынке;
- долгое ожидание – стартапу нужно время на реализацию;
- исход зависит не от вас. Вы не можете контролировать успех проекта напрямую;
- сложности с масштабированием, даже при хорошем старте;
- политические и регуляторные риски: изменения в законодательстве, уменьшение государственной поддержки и грантов, за счет которых держатся стартапы;
- зависимость от финансирования. Стартап должен привлекать дополнительные инвестиции и не зависеть от одного источника.
Более 20 % проектов терпят неудачу в первый год, 50 % – через 5 лет, 70 % – к концу десятилетия. Вы должны изначально понимать, что для поддержания стабильности стартапа вложения должны постоянно увеличиваться.
Как инвесторам обезопасить себя от ненадежных вложений
Единственное, как инвестор может обезопасить себя от невыгодных и рисковых инвестиций, – провести подробный анализ организации, ее целей и деятельности. Как это сделать:
- Изучите бизнес-модель стартапа. Оцените, как компания будет зарабатывать деньги и какова реалистичность этих прогнозов.
- Изучите рынок, на котором действует проект: конкуренции, потребительский спрос и перспективы роста.
- Исследуйте опыт и квалификацию ключевых участников команды: организаторов, руководителей, волонтеров.
- Проанализируйте финансовое состояние организации, его обязательства и финансовую устойчивость. Изучите, сколько времени компания может протянуть без дополнительных инвестиций.
- Демонстрация продукта/услуги. Если это возможно, посмотрите, есть ли у стартапа рабочий прототип продукта и что он из себя представляет.
- Проверка социальной миссии – она должна соответствовать идеям и сфере деятельности.
- Запросите детальную информацию о предыдущих инвестициях в стартап, если таковые имеются.
- Проведите анализ возможных рисков и рассмотрите возможность их устранения. Это поможет лучше понять потенциальные угрозы и их вероятность.
Инвестирование в социальные стартапы – выгодный вариант вложений, но при условии, что вы просчитали все риски и подробно ознакомились с организацией. Проект должен быть не только выгодным, но и соответствовать вашим идеям и принципам. Тогда вы будете лучше понимать, действительно ли стартап решает чью-то проблему или стоит присмотреться к другому проекту.
Если вы хотите принять участие в благотворительности, центр социальной помощи «Диана» будет рад вашей поддержке. Мы помогаем малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам, инвалидам и другим слабозащищенным категориям граждан выбраться из ситуации, когда не хватает средств даже на самое необходимое. Мы реализуем различные программы, например ежемесячно объявляем сбор на покупку еды и гигиенических наборов для наших подопечных. На сайте можно внести пожертвование на любую сумму или оформить регулярный платеж. Ваша помощь поможет нашему центру продолжать свою работу.