Вкладывая деньги в какое-либо коммерческое предприятие или деятельность, инвестор планирует вернуть средства и получить прибыль. Совсем по-другому работает инвестирование в благотворительные проекты. Как сбалансировать социальную миссию и финансовую устойчивость – этот вопрос стоит перед каждой НКО. Благотворительным фондам приходится искать способы привлекать инвесторов, распределять средства так, чтобы было достаточно на развитие организации и зарплатный фонд.
- Откуда НКО берут деньги на организационное развитие?
- Почему фондам нужны сотрудники? Благотворительностью же занимаются бесплатно
- Зачем благотворительной организации сайт или приложение? Эти деньги ведь можно потратить на помощь подопечным
- Для чего фондам фандрайзер и фандрайзинговое развитие?
- Почему важна цифровизация фондов?
- Как НКО получить грант на организационное развитие
Откуда НКО берут деньги на организационное развитие?
Искать деньги на организационные расходы НКО всегда сложнее, чем на прямую помощь людям. Фонды получают финансирование из разных источников, например через фандрайзинг или сборы на краудфандинговых платформах.
Некоторые используют эндаумент – способ инвестирования, при котором НКО передает в управление целевой капитал, а проценты направляет на свое развитие. При этом капитал сохраняется, а проценты дают надежный и долгосрочный доход. Эта система давно используется за рубежом.
Эндаумент-инвестирование обеспечивает финансовую устойчивость НКО, позволяет сбалансировать социальную миссию и экономическую стабильность. Но чтобы получить доступ к этому инструменту, нужно огромное доверие спонсоров – они должны быть уверены, что НКО будет направлять доход во благо и через год, и через 5–10 лет.
Почему фондам нужны сотрудники? Благотворительностью же занимаются бесплатно
В 2020 году проводилось исследование рынка благотворительности в России. Более 10 % опрошенных заявили, что в НКО не должно быть зарплат. Но деятельность в благотворительном секторе для сотрудников НКО – обычная работа. А без постоянных работников оказывать помощь системно невозможно.
Структура любого благотворительного фонда предполагает большое количество позиций, на которые нужно найти квалифицированных специалистов. Фондам необходимы:
- юристы;
- психологи;
- бухгалтеры;
- координаторы;
- IT-специалисты;
- менеджеры проектов;
- организаторы мероприятий;
- SMM-специалисты;
- HR-консультанты;
- фандрайзеры.
Эти специалисты не могут работать в структуре фонда как волонтеры, иначе бы НКО помогали подопечным только от случая к случаю. Штатные сотрудники нужны, чтобы обеспечить устойчивость организации.
С волонтерами благотворительная организация устанавливает социальные отношения, так как они помогают, следуя собственным целям и мотивации. Причастность к доброму делу дает им возможность чувствовать себя полезными. Но волонтер может прекратить свою деятельность в любой момент. В отличие от постоянных сотрудников, он не несет никаких обязательств перед благотворительным фондом.
Работа в НКО происходит так же, как и в коммерческой организации или на госпредприятии. Успех благотворительной деятельности во многом зависит от того, насколько продуктивно, масштабно и эффективно будут выстроены процессы. А это невозможно без сильной команды, каждый член которой не уделяет благотворительности несколько свободных часов в неделю, а занимается ей в течение всего рабочего дня.
Зарплаты в НКО отличаются от соответствующих предложений в коммерческих областях. Но всё зависит уровня развития организации, наличия зарплатного фонда и от того, насколько вы хороший специалист. В столице и крупных городах с каждым годом цифры зарплат в коммерции и благотворительности сближаются.
Пока зарплаты не сбалансированы, но всё чаще звучит мнение, что в благотворительности оплата труда должна быть выше, чем в коммерческом секторе, потому что сотрудникам НКО приходится справляться с большой эмоциональной и моральной нагрузкой. Но пока немногие благотворительные фонды в России могут себе позволить собрать большую команду и платить каждому достойную зарплату.
Зачем благотворительной организации сайт или приложение? Эти деньги ведь можно потратить на помощь подопечным
Тотальная цифровизация привела к изменению коммуникационных связей и фундаментальных привычек людей, ускорила получение информации. НКО, не инвестирующие во внедрение цифровых решений в свою работу, становятся менее конкурентоспособными.
Сайт благотворительной организации может повышать лояльность, усиливать доверие или, наоборот, вызывать много вопросов. Это нужно грамотно сбалансировать – так, чтобы вопросы поддерживали интерес к теме, а не заставляли закрыть страницу. От того, насколько удобным будет сайт, зависит, сможет ли пользователь больше узнать о проблеме, перейти на страницу пожертвования, захочет ли в дальнейшем поддерживать НКО. Большинство людей ищут информацию с помощью смартфона, поэтому важно проверить, чтобы всё работало и в мобильной версии сайта.
Соцсети тоже могут внести большой вклад в работу благотворительных организаций. Это инструмент, который позволяет превращать пользователей в своих сторонников, привлекать волонтеров и просвещать аудиторию. Важно находить точки соприкосновения с подписчиками, говорить о проблемах, значимых для широкой аудитории, чтобы люди понимали свою связь с миссией фонда и хотели инвестировать в его развитие.
В российской практике много кейсов, когда SMM становился значимым каналом сбора пожертвований. Например, в результате перезапуска социальных сетей фонда «Дети-бабочки» аудитория выросла более чем на 3400 подписчиков, количество лайков за месяц увеличилось на 21 %, а среднее количество сохранений – на 114 %. Это привлекло внимание к редкой болезни – буллезный эпидермолиз. Это генетическое заболевание кожи у детей и взрослых, которое характеризуется образованием пузырей и эрозий.
Главная проблема в привлечении средств через digital-каналы в том, что на цифровизацию НКО нужны деньги. Тратить целевые средства на это нельзя, так как по российским законам бюджет на содержание фонда не может превышать 20 % от взносов. Учитывая, что сбалансировать социальную миссию и финансовую устойчивость непросто, многие благотворительные организации могут позволить себе стать более технологичными только в коллаборации с бизнесом.
Например, экологическую акцию «Час Земли» широко поддержали российские онлайн-компании. Например, «Одноклассники» запустили виджет экологической ответственности, «ВКонтакте» предложили пользователям пройти тест на тему охраны планеты.
Для чего фондам фандрайзер и фандрайзинговое развитие?
Основная задача фандрайзера – привлечение потенциальных партнеров в различные культурные, социальные, благотворительные проекты. Но на практике довольно сложно заинтересовать людей и компании в сотрудничестве, из которого последним не получится извлечь никакой финансовой выгоды.
Фандрайзеру постоянно приходится искать способы увлечь потенциальных партнеров. Например, коллаборация бизнеса с НКО повысит лояльность клиентов, но чтобы всё получилось, их миссии должны быть сходными. Некоторых заинтересовывать специально не нужно, потому возможность сделать доброе дело для многих людей уже является весомым поводом. Если это про вас, то центр социальной помощи «Диана» всегда рад любой помощи. Среди подопечных центра дети-сироты, малообеспеченные, неполные, многодетные семьи и другие слабозащищенные категории граждан. Сотрудники центра ежемесячно проводят сбор средств, например, на покупку еды и вещей первой необходимости для своих подопечных. Небольшие регулярные пожертвования помогут центру устойчиво развиваться и запускать новые программы.
Работа фандрайзера заключается не только в поиске инвестирования. Кроме денег, нужна информационная и материальная поддержка. Например, одна компания может выделить средства на реализацию какого-либо социального проекта, а другая – сделать ремонт в детском доме, доставить еду, рассказать о проблеме в своих социальных сетях, чтобы привлечь внимание.
В фандрайзинге можно выделить несколько направлений: привлечение пожертвований от частных лиц и от бизнеса, получение грантов. Средства, информационную и материальную поддержку можно привлекать разными способами:
- массовые рассылки – отправка уведомлений, сообщений в социальных сетях, СМС по контактам из базы данных. Это сработает, если получатели заинтересованы принять участие в благотворительных проектах. Проработать холодную аудиторию с помощью массовой рассылки сложно;
- рекламные акции. Вместо эмоций жалости в рекламе через любые каналы лучше использовать креативы, подчеркивать силу нуждающихся в помощи и героизм тех, кто ее оказывает;
- создание сайта. Сайт позволяет развернуто презентовать идею и проекты, указать преимущества, показать, каких целей уже удалось достичь. Так можно привлечь не только инвесторов, но и волонтеров;
- прямое общение. Один из самых эффективных, но наиболее трудозатратных способов. Налаживать прямой диалог с потенциальными инвесторами и меценатами лучше на профильных конференциях с большим количеством людей;
- платные услуги. Реализация товаров и оказание услуг для НКО может стать хорошим способом привлечения средств на операционную деятельность и для благотворительных целей;
- организация мероприятий. На благотворительных выставках и концертах, культурных, спортивных и образовательных мероприятиях можно найти потенциальных меценатов и начать выстраивать коммуникацию.
Устойчивая фандрайзинговая стратегия предполагает, что точно известно, сколько денег нужно на работу в год (исходя из планируемых программ). К расходам на основную деятельность прибавляются административные издержки. В России они не могут превышать 20 % от сборов, но многие фонды оставляют на собственное развитие около 10 %. С пониманием, сколько денег нужно привлечь, фандрайзеры приступают к планированию деятельности.
Почему важна цифровизация фондов?
Для устойчивой работы благотворительным фондам необходимо добиться такого взаимодействия с жертвователями, чтобы помощь стала привычным делом – как заказ продуктов на дом или вызов такси. НКО должна максимально облегчить контакт со своими сторонниками. В этом помогут те же инструменты, которые используются в e-commerce: внедрение элементов геймификации и продуктового подхода, улучшение пользовательского опыта.
Кроме того, цифровая трансформация включает изменение организационной культуры, то есть использования инструментов и сервисов, практик совместной работы в организации. Это позволяет НКО выстраивать внутренние процессы по тем же схемам, что в бизнесе и добиваться финансовой устойчивости. А для тех, кто занимается благотворительностью профессионально, востребованными оказываются:
- технологическая грамотность;
- умение управлять командой;
- аналитические способности;
- навыки работы с данными;
- цифровой этикет;
- креативность;
- понимание технологий в смежных бизнес-областях.
Развитие цифровой коммуникации требует средств. НКО помогают в этом крупные компании и волонтеры. Например, «ВКонтакте» фонды бесплатно могут пользоваться платежным виджетом, а Google и «Яндекс» предлагают специальные гранты для НКО. Всё это позволяет сбалансировать социальную миссию фонда и финансовую устойчивость организации.
Интеллектуальное волонтерство – еще один способ найти новые точки контакта и собрать больше средств на благотворительные проекты. Фондам нужны IT-специалисты, маркетологи и дизайнеры, но нанимать специалиста в штат они не имеют возможности из-за ограниченного зарплатного фонда.
Вот несколько примеров из российской практики, подтверждающих, насколько важно внедрение цифровизации в работу благотворительных фондов, и показывающих, как это влияет на их партнеров, благополучателей и доноров:
- Коллаборация сервиса такси «Ситимобил» и платформы «Добро Mail.ru».
Во всех городах России клиент в конце поездки может оплатить «Добрые километры». Доступ к ним имеют 4 НКО, которые помогают разным группам людей. Благотворительные организации используют предоплаченные километры, чтобы их подопечные могли доехать из точки А в точку Б. Это особенно важно в крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге, – куда многие приезжают лечиться, исчерпав все свои ресурсы. Так и решается социальная проблема, и у «Ситимобила» растет лояльная аудитория.
- Коллаборация сервиса карт Maps.me и проекта «Второе дыхание».
На карте появляются все пункты и магазины, в которых собирают ненужную одежду, чтобы переработать ее, продать для финансирования программ фонда или передать на благотворительность. Это не только помогает НКО, но и рассказывает людям о ресайклинге и осознанном потреблении.
- Внедрение элементов геймификации на сайте.
Попадая на страницу с пожертвований фонда «Дети-бабочки», пользователь может выбрать разные суммы и увидеть, сколько и каких бинтов – жизненно важных материалов для детей, которые больны буллезным эпидермолизом, – можно приобрести на эти деньги. Это увеличило количество переходов на страницу на 104 %, а длительность просмотра – на 32 %.
Как НКО получить грант на организационное развитие
Безвозмездную помощь для реализации некоммерческих проектов и обеспечения устойчивого развития НКО оказывают:
- государство, например Фонд президентских грантов – крупный госинвестор, который помогает сбалансировать социальную миссию и экономическую стабильность;
- частные компании и корпоративные фонды, созданные крупными игроками рынка – у них есть ресурсы, чтобы поддерживать НКО сходной специализации. Например, «Яндекс» выделяет деньги на финансовую устойчивость и развитие НКО в рамках проекта «Помощь рядом»;
- посредники, распределяющие финансирование между благотворительными организациями.
Чтобы получить грант, НКО должна выбрать подходящую программу и подготовить заявку. Нужно учитывать, какие цели и задачи преследует тот или иной проект, что финансируется. Заявку стоит готовить под каждый конкретный грант отдельно. Как правило, в заявлении должна быть такая информация:
- миссия НКО, главные направления работы, должностные лица и т. д.;
- обоснование. Нужно раскрыть, на что конкретно НКО хочет получить финансирование, описать, насколько важно реализовать задуманный проект;
- описание. Необходимо подробно рассказать обо всех действиях, которые НКО планирует предпринять после получения гранта;
- смету, в которой следует рассчитать бюджет проекта, обосновать необходимость в финансировании и т. д.
Гранты предоставляются на конкурсной основе. После утверждения между благотворительным фондом и организацией, осуществляющей инвестирование в его работу, составляется договор. Благотворительный фонд должен использовать средства так, как описано в заявке, и предоставить финансовую отчетность.
Некоммерческим организациям и благотворительным фондам необходимо привлекать инвесторов со стороны как бизнеса, так и частных лиц, подавать заявки на гранты. Только комплексный подход позволит наладить успешную работу.