Инклюзивное обучение: как дети с особенностями развития ходят в обычные школы

Адресная помощь

Инклюзивное образование предполагает обучения детей, у которых наблюдаются ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), на равных условиях со здоровыми учениками. Такие школьники испытывают разного рода трудности – социальные, физические, эмоциональные, интеллектуальные. Идея инклюзии дает возможность любому ребенку ходить в обычную школу и взаимодействовать с обычными детьми. Такой подход позволяет быстрее социализироваться, раскрыться личности школьника и впоследствии быстрее обрести свое жизненное предназначение.

Как могут обучаться ребята с ОВЗ?

ОВЗ – понятие многозначное. Как правило, оно подразумевает различные патологии: органов слуха, зрения, аутизм, интеллектуальные нарушения, задержки психического и речевого развития и пр. Дает заключение о статусе ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия. В российских общеобразовательных школах инклюзивное обучение детей с ОВЗ происходит согласно государственным стандартам.

Заключение комиссии не приравнивается к диагнозу. Родители ученика могут не предоставлять никаких сведений о статусе ОВЗ руководству учреждения. Однако он дает ряд преимуществ:

  • за школьником закрепляется тьютор, который сопровождает его в образовательном учреждении;
  • с такими учащимися постоянно работает психолог, логопед и учитель-дефектолог;
  • предоставляются необходимые приспособления, например слуховой аппарат;
  • предоставляются специальные учебные пособия.

Федеральный закон России предусматривает несколько форм обучения:

  • инклюзивный класс;
  • коррекционный класс;
  • коррекционная школа;
  • надомное обучение;
  • семейное образование.

Работа с особенными школьниками заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться в сложной окружающей среде, а не научить их решать логарифмические уравнения и пр.

В действительности успех инклюзивного обучения зависит от нескольких факторов:

  • возможностей ученика;
  • ресурсной базы школы;
  • позитивного отношения педагога и руководства учреждения образования к школьникам с особенностями в развитии.

Инклюзивное обучение в обычной школе

При таком подходе ребенок с ОВЗ учится на равных с остальными учениками, посещает занятия, спортзал, школьные мероприятия, столовую. Огромное преимущество этого способа состоит в том, что школьники быстро начинают понимать, что все люди вокруг разные. К тому же инклюзивное обучение способствует развитию эмпатии – умению сочувствовать и сопереживать.

Но нередко особенный ребенок, вопреки желаниям родителей, ощущает сильный дискомфорт, учась с обычными школьниками. Поэтому весьма важно, чтобы с ним работал психолог, для избегания психологических расстройств разной степени.

Коррекционный класс в обычной школе

Коррекционные классы дают возможность детям учиться по адаптированной программе и не воспринимать себя отсталыми или глупыми. На переменах они имеют возможность общаться со здоровыми детьми. Однако такой подход имеет и недостаток – учеба в группе коррекции накладывает на ребенка клеймо второсортной, неполноценной личности. Поэтому детям в коррекционных классах тоже желательно заниматься с психологом.

Коррекционная школа

Коррекционные учреждения предназначены исключительно для учеников со статусом ОВЗ. Школьники распределяются по классам в зависимости от типов нарушений. Например, класс для слабослышащих, незрячих, малоподвижных учеников и пр. Дети в подобных заведениях ощущают себя в своей среде и часто забывают о собственных недугах. Они учатся по специальным программам, и все учащиеся обеспечены специальными приспособлениями.

Однако дети в подобных школах проживают большую часть времени в своих закрытых микросоциумах и, будучи под властью стереотипов, редко решаются выйти за его пределы – не стремятся получить высшее образование и пр.

Надомное обучение

При таком способе обучения ребенок формально числится в инклюзивном или коррекционном классе, но вся учеба происходит дома. Учителя посещают воспитанника и проводят с ним занятия. Возможен вариант дистанционного обучения. Чтобы получить право на надомное обучение, ребенок должен не только иметь статус ВОЗ, но и выставленный врачом серьезный диагноз, не позволяющий или ограничивающий его посещение общеобразовательной школы. Часто на домашнем обучении находятся ученики-инвалиды, маломобильные школьники, ученики, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата.

Семейное образование

Семейное образование предполагает самостоятельное усвоение образовательной программы. Организацией обучения занимаются родители. Чтобы начать обучаться самостоятельно, нужно проинформировать о своем намерении Департамент образования, выбыть из старой школы и создать необходимые условия для учебы дома.

Детям, получающим семейное образование, периодически нужно проходить промежуточную аттестацию. Для этого необходимо прикрепляться к обычным школам, но далеко не все учреждения предоставляют возможность аттестоваться по разработанной для одного ученика программе.

По каким программам работать с особенными детьми?

Работа с детьми с ОВЗ в школе проходит согласно государственным программам. Такие ученики перед посещением общего класса проходят подготовку у тьютора, чтобы получить набор необходимых навыков. В младших классах обучение таких школьников может вестись по двум программам:

  • стандарт начального образования, предусмотренный для особенных детей;
  • стандарт начального образования для школьников с интеллектуальными патологиями.

На следующих ступенях образования предусматриваются:

  • адаптированная образовательная программа. Создается индивидуально под каждого ученика;
  • адаптированная основная общеобразовательная программа;
  • индивидуальный учебный план. Рассчитывается для тех, кто учится дома;
  • специальная индивидуальная программа развития. Составляется для школьников, имеющих сильно выраженную умственную отсталость, что не позволяет справиться с базовой программой.

Школьники с проблемами здоровья могут проходить обучение по нескольким формам:

  • первая (цензовая). Ребенок имеет незначительные нарушения, может усваивать общую программу;
  • вторая (цензовая). Школьник усваивает основную программу, но в более медленном темпе;
  • третья (нецензовая). Программа не усваивается учеником в полном объеме;
  • четвертая (нецензовая). Специальная программа, которая разрабатывается для учеников с серьезными интеллектуальными нарушениями.

После учебы в начальной школе статус ОВЗ всегда пересматривается. Диагноз, установленный ранее, могут снять, оставить или поставить другой, отражающий текущее состояние ребенка. Если ученик с ОВЗ освоил программу в полной мере, то ему выдают аттестат об окончании школы без поправки на ОВЗ. В противном случае он получает свидетельство о прохождении обучения, что позволяет ему освоить некоторые профессиональные специальности.

Организация работы с детьми с ОВЗ в школе

Социальный запрос в виде инклюзивного обучения вызывает ряд трудностей. Для создания оптимальных условий для особенных детей руководство учреждения проводит:

  • профессиональную переподготовку учителей;
  • коррекцию рабочих часов преподавателя. Нагрузка учителя не должна превышать 18 часов в неделю, а продолжительность уроков равняется 40 минутам;
  • сокращение количества учащихся. Максимальное число детей, с которыми может работать одни логопед, учитель-дефектолог, психолог или тьютор, составляет 12 человек;
  • изменения наполняемости классов. В одном классе не может быть более трех учащихся со статусом ОВЗ. Общая наполняемость классов зависит от характера нарушений здоровья особенных школьников.

План работы инклюзивного образования

К сожалению, многие образовательные учреждения не готовы обеспечить качественный процесс инклюзивного образования школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Для решения проблемы предусматривается:

  • материальное оснащение учебных кабинетов, спортзалов, санузлов, гардеробов и пр. (монтаж пандусов, перил, нанесение разметки визуального ориентирования и др.);
  • методическое сопровождение учебного процесса (составление планов, приобретение специальных учебных пособий и пр.);
  • переподготовка учителей.

Идея инклюзии встречает как преданных поклонников, так и ярых противников. Нередко в школах можно увидеть удачные примеры инклюзивного образования, когда педагог со всей душой и пониманием принимает необычного ученика. Но, к сожалению, формализм в отношении «не таких» детей тоже встречается. Тем не менее инклюзия дает нечто более важное, чем освоение школьной программы. Оно учит видеть всё многообразие человеческого мира, сочувствовать окружающим и дает равные шансы для всех.

Как помочь детям с нарушениями здоровья?

Дети с нарушениями здоровья всегда нуждаются в поддержке со стороны не только школы, но и окружающих людей. Таким ребятам важно чувствовать себя частью коллектива. Избавиться от ощущения собственной неполноценности им непросто.

Центр социальной помощи «Диана» оказывает поддержку детям-сиротам, инвалидам, ребятам из малообеспеченных, неполных, многодетных семей или тех, где родители оказались в трудной жизненной ситуации. В нашем центре действует ряд программ, направленных на поддержку особенных детей. Ребята, которые по тем или иным причинам воспитываются в коррекционных школах и интернатах, особенно нуждаются в нашей поддержке. Мы работаем с различными попечительскими учреждениями для особенных детей. Среди наших подопечных, например, «Мосоловская школа-интернат», где живут и учатся 111 учеников с тяжелыми нарушениями речи, из которых 22 ребенка-инвалида.

Мы регулярно проводим сбор средств на покупку музыкальных инструментов, развивающих игр и обустройство жилых помещений в детских учреждениях. Праздники – важная часть в жизни каждого ребенка. Мы стараемся уделить внимание каждому воспитаннику. Покупаем сладкие подарки, организовываем яркий праздник на Новый год, Рождество, Пасху, день рождения. Если и вам небезразлична жизнь детей в попечительских учреждениях, вы можете присоединиться к нашим программам. Мы всегда рады волонтерам, но самый простой способ поддержки – сделать небольшое денежное пожертвование. На нашем сайте есть специальная вкладка «Хочу помощь», вы можете сделать пожертвование через специальную форму или осуществить перевод по указанным реквизитам. Имеет значение любая сумма, ведь в благотворительности главное – действовать сообща.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?