Импакт-инвестирование в благотворительность в западных странах очень популярно. Уже есть исследования, подтверждающие, что бизнесу выгодно быть социально ответственным и полезным для общества. В России примеров инвестиций социального воздействия мало, но первые изменения уже есть: для многих коммерческих организаций прибыль становится не первым по значимости критерием при принятии решений.
Как работают импакт-инвестиции
Импакт-инвестирование – этичная стратегия вложения средств. Инвесторам важны критерии защиты природы, социальных вопросов и внутрикорпоративных отношений. Они предпочитают направлять деньги в проекты, которые могут сделать мир лучше, и финансовый вопрос стоит не на первом месте.
Это тренд на мировом инвестиционном рынке. Крупные компании всё чаще объединяются для решения острых вопросов. Главы корпораций Amazon, Apple, American Express, Coca-Cola, Citigroup, Ford Motor, IBM, Jacobs сформулировали новые цели, поддерживающие тренд импакт-инвестирования: вместо стремления к максимальной прибыли взят курс на благо общества.
По оценкам НКО GIIN (Глобальной сети импакт-инвесторов), мировой рынок импакт-инвестиций растет на 29 % в год, сохраняя положительную динамику. В России принципы ответственного инвестирования только становятся популярными, но уже есть крупные фонды и инвесторы, которые готовы направлять капитал в проекты, имеющие социальную составляющую.
Импакт – это часть социально-ответственного инвестирования, когда инвесторы вкладываются в компании, которые придерживаются этических взглядов в отношении прав человека, защиты экологии и чувства ответственности перед потребителем.
Инвесторы в рамках социально осознанного инвестирования могут вкладывать средства в компании, ориентируясь на критерии окружающей среды, социальных вопросов, внутрикорпоративных отношений (ESG-факторы).
Критерии окружающей среды включают политику использования энергии и утилизации отходов, фактор загрязнения окружающей среды, сохранения ресурсов. Инвесторам важно, насколько успешно компания управляет экологическими рисками. Критерии социальных вопросов определяют качество деловых связей:
- придерживаются ли поставщики и партнеры тех целей, о которых публично заявляют;
- поощряет ли компания волонтерскую работу сотрудников, жертвует ли часть прибыли местному сообществу;
- учитываются ли в деятельности интересы заинтересованных сторон (например, профсоюзов, экологов).
Критерии внутрикорпоративных отношений включают:
- ведение прозрачного финансового учета;
- отсутствие фактов взяточничества и коррупции;
- отсутствие конфликтов интересов при выборе членов правления;
- предоставление акционерам возможности честного и открытого голосования по важным вопросам;
- отказ от участия в незаконных схемах.
Вложения в бизнес, который соответствует критериям защиты окружающей среды, социальных вопросов, прозрачных внутрикорпоративных отношений, имеют практическую цель за пределами этических соображений. Отбор по ESG-факторам помогает идентифицировать компании, которые ориентированы на высокие долгосрочные показатели.
Определение социально осознанного инвестирования включает предотвращение вреда, наносимого компаниями окружающей среде и обществу. Цель импакт-инвестирования – не только «не навредить» (то есть не финансировать компании, которые неправильно утилизируют опасные отходы, производят оружие или грубо нарушают права работник), но и оказать положительное влияние на ситуацию в мире.
Объектом импакт-инвестирования выступают компании, реализующие программы, направленные на улучшение жизни подопечных и смягчение острых проблем, стремящиеся к достижению устойчивых результатов в долгосрочной перспективе. Инвестор получает не только удовлетворенность от участия в полезном проекте, но и прибыль или нефинансовую выгоду.
Еще одна форма импакт-инвестирования – социальные облигации. Выплаты по таким ценным бумагам в размере, зависящем от достигнутого результата, осуществляет государство. Инвесторы возвращают капитал с доходом, когда поставленная социальная цель достигнута, то есть когда проект полностью профинансирован.
Зачем это бизнесу
Появляется всё больше технологических инноваций, которые приносят пользу людям и окружающей среде, при этом они очень выгодны бизнесу. Это касается в первую очередь инноваций в медицине и энергетике. Многие компании работают не только ради денег, но и помогают решать важные мировые проблемы. Это позволяет им привлекать финансирование.
Например, российский импакт-стартап «Моторика» лидирует на рынке протезов – компания выпускает роботизированные протезы со встроенными гаджетами. За счет социальной повестки компания быстро получила положительный отклик, инвестиции от «Роснано» и активно развивается.
Бизнесу необходимо учитывать социальные и экономические эффекты своей деятельности, потому что на них всё больше обращают внимание акционеры и потребители, когда решают сделать покупку или вложить в развитие компании свои деньги. Никто не хочет быть причастен к загрязнению водоемов опасными отходами или носить футболку, сшитую голодным ребенком.
Бизнес-модель, построенная исключительно на стремлении к финансовому благополучию, в современных реалиях нежизнеспособна. Все игроки рынка, особенно в высококонкурентных областях, предлагают примерно одни и те продукты. Небольшая разница в цене и функциях незначительно влияет на пользовательский опыт. И чтобы быть устойчивыми на рынке, работать на долгосрочную перспективу, компаниям приходится говорить с потребителями о действительно важных вещах.
Для бизнеса инвестирование в импакт-проекты и благотворительные инициативы – хороший способ заявить о себе в положительном ключе и повысить лояльность аудитории. Социальная сфера часто воспринимается коммерческим сектором как что-то обременительное, но многие компании уже сейчас уделяют внимание вложениям в человеческий капитал, экологию, социальные проекты на территории присутствия.
В какие проекты вкладываются инвесторы
В советские времена социальная нагрузка была обязательной. Крупные предприятия вкладывались в инфраструктуру городов, содержали детские сады и школы, строили пансионаты, то есть выполняли социальную миссию и при этом работали в большинстве своем с прибылью.
Крупные предприятия с государственным капиталом продолжают отечественные традиции, обогащая их новациями из зарубежной практики. Например, в северных моногородах практически вся инфраструктура создается компаниями, разрабатывающими месторождения нефти, газа, угля:
- «ФосАгро» реализует детские развивающие и образовательные программы для жителей Мурманска и Череповца, строит социальное жилье, модернизирует городскую инфраструктуру, открывает медицинские центры;
- «Русская медная компания» строит спортивные комплексы, детские сады, реконструирует центральные улицы и благоустраивает территорию. За 5 лет расходы РМК на социальную сферу составили 4,6 млрд руб. Компания расходует на импакт-проекты не только собственную прибыль, но и деньги, привлеченные от акционеров, инвесторов.
Чем крупнее компания, тем больше ресурсов она может задействовать. Например, «Росатом» в ряде городов реализует творческие, спортивные и образовательные проекты для детей и взрослых, продвигает идеи в сфере устойчивого развития, инициируемые молодежью. «Росатом» популяризирует науку, создает детские технопарки (например, в Сосновом Бору и Зеленогорске), вносит изменения в образовательные программы вузов, в которых готовят специалистов корпорации, проводит фестивали, конференции, отраслевые чемпионаты и т. д.
Другие примеры импакт-проектов, в которые инвестирует государства и бизнес разного масштаба, из российской практики:
- мобильный оператор «Билайн» вместе с «Лиза Алерт» организовал бесплатную горячую линию по поиску пропавших, чтобы максимально быстро реагировать на сообщения о потерявшихся людях. Проект работает с 2011 года, когда благотворительность и социальная ответственность бизнеса не были популярными. Многие компании предпочитали поддерживать искусство или талантливых людей, но «Билайн» решился на работу с «тяжелой» темой и получил поддержку пользователей;
- благоустройство Торгашинского хребта – одного из самых популярных туристических маршрутов недалеко от Красноярска. Золотодобывающая компания «Полюс-Класс» построила самую длинную в России лестницу, которая ведет к вершине хребта, оборудовала смотровые площадки и зоны отдыха. Проект обошелся в 12 млн руб. Инициатива реализована в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», цель которого – сделать путешествия по России удобнее и увлекательнее;
- «Яндекс» в разгар первой волны пандемии COVID-19 инвестировал в проект «Помощь рядом», предполагающий бесплатное тестирование на коронавирус на дому, поездки на такси для медиков и сотрудников НКО, социальную доставку для тех, кто должен оставаться дома. Когда ситуация стабилизировалась, проект стал постоянной социальной программой «Яндекса» по поддержке благотворительных фондов и НКО.
Небольшие предприятия, чьи ресурсы ограничены, просто оформляют регулярные пожертвования в пользу благотворительных фондов. Даже небольшая помощь дает фондам возможность планировать бюджет и понимать реальное количество их сторонников. Помочь можно не только деньгами. Например, вы можете стать волонтером (или стимулировать своих работников к волонтерской деятельности) либо помочь своими профессиональными компетенциями.
Центр социальной помощи «Диана» оказывает социально-бытовую поддержку малообеспеченным, неполным, многодетным семьям. Также активно работает с детскими попечительскими учреждениями. Оформив на официальном сайте центра «Диана» регулярное пожертвование, вы сможете принять участие в проектной или адресной помощи. Даже небольшая сумма может сделать лучше жизнь людей с ограниченными физическими возможностями, пожилых граждан и детей, которые по той или иной причине попали в частные и государственные учреждения.
Несмотря на большое количество положительных примеров, не все импакт-проекты успешно реализуются. Например, питерский стартап придумал аппарат, который значительно бы повысил качество жизни людей с серьезными нарушениями слуха. Но компания не смогла выйти на рынок, так как инновационная разработка отсутствовала в перечне одобренных государством, значит, производители не имели права продавать свой товар людям с инвалидностью. То, что импакт-проекты не всегда успешны (как и любые другие), не отменяет того, что их нужно запускать и в них инвестировать.
Что мешает импакт-инвестированию
В России импакт-инвестирование пока развито недостаточно широко. Этому есть несколько объяснений:
- непонимание сущности импакт-инвестирования;
- расхождение целей и мотивов инвестирования внутри компании;
- неумение авторов социальных и благотворительных проектов привлекать инвестиции.
Одна из главных проблем импакт-инвестирования – сложность измерения социального эффекта. Изменения могут касаться поведения, знаний, улучшения психологического состояния, материального положения, межличностных отношений и так далее – эти социальные эффекты сложно перевести на язык цифр. Добавляют проблем отсутствие четкой законодательной базы, культуры поддержки социальных проектов.
Чтобы ускорить развитие рынка импакт-инвестирования, нужно планомерно работать над повышением осознанности и информированности бизнес-сообщества, системно повышать прозрачность работы компаний, разрабатывать стратегии взаимодействия бизнеса и фондов, поддерживающих импакт-направление.