С каждым годом благотворительность в России развивается. Если, например, в 2020 году Россия в Мировом индексе благотворительности (World Giving Index) занимала 67-ю строчку, то в 2022 году находилась уже на 30-м месте. Россияне все чаще делают пожертвования, передают вещи в детские попечительские учреждения, дома престарелых и приюты для животных. Вовлекаются в общественные проекты и охотнее участвуют в волонтерской деятельности.
Почему россияне помогают другим?
Сегодня благотворительная деятельность в России имеет положительную тенденцию. Все больше россиян готовы жертвовать на общественные проекты. Основными причинами, побуждающими к добрым делам, являются:
- желание помочь тем, кому повезло в жизни меньше, чем жертвователям – 43 %;
- твердая уверенность, что трудности можно решить личным участием или деньгами – 47 %;
- позиция, что в разрешении социальных проблем должно участвовать всё общество – 33 %;
- осознание, что через благотворительность можно действительно помочь людям – 27 %;
- по причинам вероисповедания – 19 %.
Кому в России готовы помогать в первую очередь?
Первым делом россияне готовы помогать детям, религиозным учреждениям и беднякам. Представители как сильного, так и слабого пола охотно жертвуют на нужды сирот, на втором месте по приоритетности находятся ребята с тяжелыми заболеваниями и инвалиды.
В последнее время всё больше людей оказывает поддержку инвалидам, одиноким пенсионерам, научным исследованиям, ВИЧ-инфицированным и людям с разного рода зависимостями.
В целом рейтинг приоритетов среди россиян выглядит следующим образом:
- 13 % россиян поддерживают религиозные организации;
- 7 % помогают фондам, некоммерческим организациям, центрам социальной защиты, деятельность которых направлена на помощь детям;
- 4 % поддерживают экологические организации и по защите животных.
Кто жертвует на благотворительные дела?
По данным ВЦИОМ, чаще всего жертвуют москвичи и петербуржцы. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ примерно 62,5 млн россиян когда-либо пожертвовало средства на общественные нужды. Из того же источника выходит, что около 32 млн в свое время работали волонтерами.
Благотворительностью в России занимаются преимущественно лица в возрасте 30–40 лет. Большинство из них имеют стабильный заработок и высшее образование (80 %). Значительный процент российских благотворителей (около 75 %) полностью закрывают свои базовые потребности и не испытывают никаких нужд. Поэтому они охотно жертвуют на общественные дела.
Самые популярные формы пожертвований
Россияне предпочитают перечислять деньги напрямую на счет фонда. К тому же распространены меценатство, корпоративная помощь и фандрайзинг. Особенность благотворительности в современной России заключается в том, что россияне охотнее откликаются на конкретные просьбы о помощи, чем на призыв профинансировать программный проект. Исследователи частной организации «Левада-центр» отмечают, что чаще всего россияне делают пожертвования следующими способами:
- милостыня – 27 %;
- платный звонок, СМС – 16 %;
- сбор наличных денег для близких, знакомых, соседей, погорельцев – 13 %;
- сбор средств (мелких денег) в ТЦ – 13 %.
В то же время около 34 % россиян жертвуют в специальные ящики в общественных местах. Онлайн-пожертвования совершают примерно 35 % россиян. Регулярные ежемесячные платежи делают 2 % россиян.
Чтобы переломить ситуацию и повысить спрос на регулярные платежи, в России сотрудниками благотворительных фондов, НКО и прочих организаций постоянно ведется разъяснительная работа по поводу автоматических платежей. Даже небольшие, но постоянные взносы помогают любому фонду работать стабильно, распределять средства на проекты, планировать работу и объем оказываемой помощи на месяц.
Есть возможность делать регулярные пожертвования на сайтах различных благотворительных организаций, в том числе центра социальной помощи «Диана». Сотрудники центра помогают достичь социально приемлемого уровня жизни матерям-одиночкам, многодетным, малообеспеченным семьям и другим слабозащищенным категориям граждан. Со всеми реализуемыми программами можно ознакомиться на официальном сайте и при желании оставить пожертвование в размере любой суммы. Поддержка неравнодушных граждан, особенно регулярная, позволяет не только реализовывать уже запущенные программы, но и разрабатывать новые.
Проблемы и достижения российской благотворительности
Большим достижением в развитии российской благотворительности можно назвать значительный рост частных пожертвований. Кроме того, в стране развивается местная филантропия и создаются фандрайзинговые фонды. В России ведет общественную деятельность около 140 тыс. благотворительных фондов и НКО.
Однако профессиональная благотворительность в стране развита слабо. По данным ВЦИОМ, более 80 % россиян не могут вспомнить название ни одной благотворительной организации. А 92 % граждан термин фандрайзинг слышат впервые.
Тем не менее благотворительность в России в настоящее время медленно, но верно выходит на новый уровень развития. А это подразумевает постепенный перелом в сознании россиян, рост доверия к профильным организациям и увеличение объема пожертвований онлайн. Кроме того, в благотворительную сферу все чаще вовлекается местный бизнес. Уже сегодня в России наблюдается рост социального предпринимательства. Благотворительность же становится более профессиональной и меняется ее позиционирование в обществе.
В условиях всеобщего кризиса, несмотря на все трудности в стране, некоммерческие организации умудряются сохранять эмоциональную и финансовую стабильность и по-прежнему вселяют в людей уверенность, силу и надежду в то, что вместе можно преодолеть любые сложности.