Аутизм у детей

Благотворительность

В России живут около 33 тыс. детей с расстройствами аутистического спектра. Этот диагноз характеризуется в первую очередь проблемами с социальной коммуникацией, но часто наблюдаются и другие симптомы. Нарушение может иметь разную степень выраженности: от очень сложных форм до простых, когда можно не заметить, что у человека РАС. Аутизм у детей не лечится, но поддается коррекции, при этом важно, что существуют программы с доказанной эффективностью.

Что такое аутизм и как проявляется

Расстройство аутистического спектра (РАС) – группа психических заболеваний, которые характеризуются нарушением развития, снижением коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными однообразными повторяющимися действиями.

Аутизм обычно диагностируют в раннем возрасте – до 5 лет. Признаки РАС становятся заметны к 2–3 годам, но заподозрить аутизм у ребенка можно и раньше.

Детям с РАС сложно понимать и описывать свое психологическое состояние, формулировать мысли, устанавливать социальные контакты. По этой причине возможны проявления агрессивного поведения или аутоагрессии. Агрессия связана не с самим диагнозом, а с потребностью во внимании, переутомлением или стрессом.

Другие особенности детей с аутизмом:

  • отказ от общения с другими людьми;
  • сложности в адаптации к новым условиям;
  • задержка формирования речи или ее отсутствие;
  • нестандартная реакция на внешние раздражители;
  • отсутствие зрительного контакта и указательного жеста;
  • склонность к однообразным действиям, формированию устойчивых привычек;
  • непродуктивные однообразные интересы (например, просмотр одного и того же мультфильма или склонность к коллекционированию большого числа каких-либо предметов);
  • приступы нервного возбуждения с агрессией и т.п.

Среди людей с РАС можно встретить как обладателей очень высокого интеллекта, так и тех, чьи умственные способности снижены.

Необязательно все перечисленные признаки аутизма будут проявляться одновременно. РАС включает несколько искажений развития, которые имеют общую особенность – нарушение социальной коммуникации. Набор симптомов аутизма у детей и степень их выраженности нарушений может отличаться.

Типы расстройств аутистического спектра

Классификация детского аутизма включает несколько различных нарушений: синдромы Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный аутизм. Во всех случаях отличительная особенность людей с РАС – проблемы взаимодействия с окружающими. Они не нуждаются в общении, могут не понимать переносное значение слов, сарказм и шутки, не распознают подтекст того или иного явления.

Ранний аутизм, названный по фамилии первооткрывателя синдрома Каннера, проявляется в первые несколько лет жизни, а в некоторых случаях – в первые месяцы. Характеризуется отсутствием чувства самосохранения, чрезмерной привязанностью к матери или отторжением людей, включая самых близких, отсутствием интереса к окружающему миру. Ребенок не поддерживает зрительный контакт, не любит тактильные контакты, склонен к повторяющимся движениям. Также частым симптомом является задержка речевого развития у ребенка с аутизмом.

Атипичный аутизм проявляется позже – в подростковом возрасте. Симптомы расстройства – нежелание общаться с другими людьми, специфическое восприятие мира – слабо выражены, так что ребенок с таким типом аутизма со временем может адаптироваться к жизни в обществе на уровне нормы. Люди с атипичным аутизмом часто обладают высоким интеллектом или талантом в какой-то сфере.

Синдром Аспергера – еще одна форма аутизма. Проявляется чаще всего у мальчиков, обычно в раннем возрасте. Считается легкой формой заболевания и относительно легко поддается коррекции. Симптоматика включает неспособность к эмпатии, сложности с пониманием иносказательности и метафоричности, слабо развитым абстрактным мышлением.

Самой тяжелой формой аутизма считается синдром Ретта, который встречается только у девочек. При этом заболевании особенности психики сочетаются с аномалиями физического развития: ребенок неравномерно развивается, может испытывать судорожные припадки, речь отсутствует или слабо развита, отмечается умственная отсталость. Синдром Ретта часто сочетается с другими психическими заболеваниями.

Причины появления аутизма

Единой причины развития аутизма у детей нет – искажения развития вызывают несколько факторов. Есть ряд исследований, что большую роль играет наследственность – на 64–90 % аутизм определяется генами. Механизм передачи РАС полностью не выяснен, но риск развития аутизма выше у однояйцевых близнецов, недоношенных детей, детей возрастных родителей (если отцу больше 50 лет, матери – 35–40 лет).

У детей из группы риска не всегда развивается аутизм. Как правило, проблему вызывает одновременное воздействие 3–5 факторов. Так, причинами возникновения болезни также могут стать тяжелые вирусные или бактериальные заболевания ребенка в раннем возрасте, кислородное голодание в перинатальном периоде, нарушение обмена веществ или гормональное расстройство, поражение ЦНС.

Как диагностировать аутизм у ребенка

Первые признаки легкой степени аутизма можно заметить в 1,5–2 года. Уже к 4–5 годам они становятся очевидными, и сложнее поддаются коррекции. Симптомы аутизма могут заметить родители. К специалисту нужно обратиться, если у ребенка наблюдаются нарушения социального взаимодействия и коммуникации, а также стереотипные действия и однообразные игры – это т. н. «триада нарушений».

Как могут проявляться симптомы:

  • ребенок избегает зрительного и тактильного контакта;
  • не пользуется указательным жестом;
  • отказывается от определенной пищи;
  • не поддерживает диалог (часто ребенок вообще не заинтересован в общении со взрослыми или сверстниками);
  • ребенок не может органично сочетать речь и жесты (например, обычно дети говорят «дай» и протягивают руку, а дети с РАС могут смотреть на свою руку, а не на предмет, который хотят получить);
  • не проявляет привязанность к родным (не бежит навстречу, не радуется воссоединению после разлуки, не пытается поделиться чем-то интересным);
  • не отзывается на свое имя или на обращенные к нему просьбы;
  • не играет в сюжетно-ролевые игры, не пользуется игрушками по назначению, для игр выбирает неигровые предметы;
  • необычным образом реагирует на прикосновения, звуки, изменения освещения;
  • придерживается ритуалов (требует идти одним и тем же маршрутом в определенные места, соблюдает определенную последовательность действий перед сном) и т.п.

Как помочь ребенку с аутизмом

Аутизм – это не болезнь, а особенность развития, поэтому лекарства нет. РАС не исчезнет по мере взросления. Но нарушение можно корректировать. Дети с аутизмом при условии ранней постановки диагноза и коррекции могут самостоятельно себя обслуживать, во взрослом возрасте устраиваются на работу и даже заводят семью и друзей. Но успешность коррекции во многом зависит от того, насколько выражены расстройства поведения. Поэтому лучшее, что могут сделать родители – обратиться к специалистам при появлении первых признаков аутизма.

Терапия включает психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи или взрослого. Острые симптомы иногда купируются медикаментозно. Также проводятся общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия. Программа коррекции в каждом случае составляется индивидуально, но есть несколько основных компонентов:

  1. Поведенческая терапия. Например, широко используется ABA-терапия, которая основана на постепенном освоении сложных навыков. Конкретные навыки раскладывается на составляющие – небольшие и несложные действия, более доступные ребенку. По мере усвоения предложенных действий увеличивается их сложность.
  2. Коррекция речи. Для детей с РАС проводятся как классические логопедические занятия, предполагающее постановку звуков, так и обучение по специальной программе – ребенка учат любым средствам коммуникации (жесты, технические коммуникационные устройства, речь на основании символов).
  3. Физиотерапия. Компенсировать дефициты двигательной сферы можно с помощью лечебной гимнастики, массажа, электрофореза, фотохромотерапии и т. п. Физиотерапевтические методы носят исключительно вспомогательный характер.
  4. Медикаментозная терапия. Если симптомы аутизма у ребенка сильно выражены, целесообразно использовать антидепрессанты, стабилизаторы настроения, легкие седативные препараты. Решение о назначении медикаментозной терапии должен принимать только врач – самостоятельное применение лекарственных препаратов может ухудшить состояние ребенка.

Главная цель коррекционной работы – сформировать у ребенка навыки социального взаимодействия, нормального функционирования в быту и в привычном окружении (в семье, в общеобразовательном учреждении). Это позволит ему в будущем стать самостоятельным, получить профессию и устроиться на работу, завести собственную семью.

Некоторые люди с РАС автономны, другие могут жить самостоятельно, но к ним должен кто-то приходить и помогать (например, сотрудники службы социальной защиты или волонтеры). К сожалению, есть и те, кто во взрослом возрасте остается полностью зависим от родителей или других опекунов.

В России есть благотворительные фонды и некоммерческие организации, которые создают программы помощи людям с аутизмом. Для центра социальной помощи «Диана» это не является профильным направлением, но среди наших подопечных есть дети, которые нуждаются в специализированной помощи. Например, мы ежемесячно проводим адресный сбор средств на покупку питания для 5-летней Ксюши, которой вскоре после рождения диагностировали аллергический язвенный колит. Ксюша каждый месяц нуждается в специальном питании, поскольку почти на все продукты у нее аллергия. Вы можете поддержать нашу деятельность разными способами: оформить пожертвование на сайте, поделиться постами и статьями в социальных сетях или стать волонтером. Если вы хотите помочь нам другим способом, напишите, мы всегда открыты для сотрудничества.

admin
Оцените автора
blog
Добавить комментарий

    Хотите помочь или нужна помощь?